Home » Учебно-методические материалы » Информационная компетентность на уроках русского языка

Информационная компетентность на уроках русского языка

 

????????????????????????????????????

Мир стал другим. Обилие информации, ускорение ритма жизни, эмоциональное напряжение – все это требует от современного человека ускоренной реакции. Сегодня, для того чтобы быть востребованным, нужно уметь многое. Этому много предстоит научить наших школьников, и эта задача стоит перед нами — учителями.

XXI век – век новейших технологий, и воспользоваться всеми его новшествами есть возможность у каждого. Большинство людей используют мобильные телефоны для получения информации, общения, покупок, для осуществления каких — либо банковских операций. Сегодня задача учителя развить в учениках функциональную грамотность, в частности, и информационную, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно добывать нужную информацию, правильно ее интерпретировать.

Скептики скажут: «Раньше был только мел и доска, и учили не хуже». Конечно, все правильно. Но у каждого времени свои требования. Мы, учителя, должны помочь нашим ученикам стать конкурентоспособными в любой сфере. Для этого учитель сам должен развиваться и совершенствоваться. Совершенствуя компетенции, мы развиваем навыки обучающихся. Как все в мире взаимосвязано, так и в учебном процессе не может быть все по-отдельности: информатика сама по себе, русский язык сам по себе.

Задача учителя словесника –научить правильно использовать все возможные технические средства для получения, обработки информации и использования ее для языковых целей.

Умение перерабатывать текст, отбирая главную информацию из большого потока, трансформировать текст из сплошного в несплошной и наоборот – все это помогает сегодня быть ученику мобильным. Современный школьник учится не только получать знания, но и совершенствовать аналитические навыки. Именно навыки помогут в дальнейшем использовать все свои умения, знания.

Для развития информационной компетентности на уроках русского языка есть большие возможности. Начнем с простого: с использования аудио на уроке. Прослушивая записи по различным темам, учащиеся оценивают эффективность речи говорящего: смог ли оратор донести свою мысль, соответствовала ли интонация, темп и тон речи цели выступления. Кроме этого, аудио используется для записи своей речи, чтобы постепенно ее улучшать и совершенствовать. У ученика есть возможность стать хорошим оратором.

Использование видео позволяет наглядно описать увиденное. Это большая помощь для развития языка, особенно в старших классах. Учащиеся могут изучать жанры, стили по видеосюжетам, а не только читая тексты. Например, новостной сюжет будет отличаться от шоу или детской передачи. Ученики, просмотрев эти материалы, смогут сравнить, описать, сделать выводы. Есть возможность для развития знаний по типу речи. Когда на уроке демонстрируешь картины времен года – описание или же фрагмент фильма, где сменяются картинки – повествование.

Самым распространенным информационным источником сегодня считается интернет, в котором очень множество ресурсов как для объяснения материала, так и для проверки знаний. Чаще всего учителя используют компьютеры для создания презентаций. Сегодня, наверное, каждый школьник обладает такими знаниями, и его этим не удивишь. Задача учителя русского языка развивать язык, а не компьютерную грамотность. Для решения этой задачи я использую Интернет-ресурсы для сравнения, анализа, интерпретации полученной информации через навыки письма и говорения.

При изучении темы «Здоровье. Здоровый образ жизни» учащиеся сравнивали сайты по предоставлению информации медицинскими учреждениями. Куда можно обратиться по лечению того или иного заболевания, с учетом наличия квалифицированных врачей, оборудования, специализации и, конечно, стоимости пребывания в этих больницах. Кроме этого, проанализировав эти источники, учащиеся отметили плюсы и недостатки некоторых сайтов, и для себя отметили, что нужно для того, чтобы сайт был востребованным.

На уроках делается акцент на выявлении достоверной информация в интернете. Поэтому по одному и тому же вопросу просматриваются несколько источников, при этом используются и печатные издания (словари, критические статьи). Сравнив, учащиеся могут определить, какая информация и из какого источника оказалось достоверной и полной.

Очень хорошим способом развития функциональной информационной грамотности является работа с несплошными текстами. В частности, при изучении темы «Искусство, кино» изучаются афиши разных лет, разных театров на один и тот же спектакль, например «Бесприданница». И снова ученикам понадобятся навыки анализа, синтеза, чтобы проследить развитие печатной продукции и создать «Линию сравнения» по каким-то параметрам. При этом они дистанционно обмениваются друг с другом для получения обратной связи, т.е. создают своеобразный чат. Здесь им придется использовать знания стилей речи, для того чтобы правильно донести свою мысль до оппонентов. Это способствуют развитию письменной речи обучающихся, прививает им стиль правильного общения в виртуальном мире, воспитывает корректное и толерантное отношение друг к другу.

Тема «Социальные проблемы общества» также требует информационной компетентности. Учащиеся рассматривают данную проблему по возрастающей: город – область – республика – континент – мировое сообщество. Создают диаграммы, таблицы после сравнения и отбора материала, с учетом аудитории. Класс разбивается на группы и каждой дается свой слушатель: младший школьник, пенсионер, чиновники, современная молодежь. Исходя из поставленных задач, ученики создают свой продукт, который будет понятен их аудитории. При этом учитывается лексикон, аргументы, качество и достоверность информации. Немаловажным фактор оценивания данной работы будет демонстрация коммуникативных навыков и взаимодействия партнера или группы.

Ученики 8 классов создавали свои проекты в рамках изучения темы «Мир труда. Мир профессий». По словам самих учеников, это было познавательно и учило их отбирать главную информацию, подбирать слова для заголовков, рисунков, фильмов. На подготовку этого проекта было дано 2 месяца, в течение которых они вели дневниковые записи, где отражали свои действия, эмоции, радости и огорчения. Затем демонстрируя свои работы, они стояли перед большой аудиторией и презентовали свой материал. По отзывам учеников, можно сделать вывод, что это был положительный опыт. Им приходилось работать в разных направлениях.

Если продолжать темы для изучения, где будут развиваться языковые навыки, то их множество, мне хотелось бы обратиться к грамматике русского языка. При помощи определенных программ учащиеся создают свою базу проверочного, контрольного и дидактического материала по определенным темам. Ученик, отработав какое-то правило, создает тестовые вопросы, упражнения для контрольной работы, подбирает слова для диктанта. Обязательным условием является академическая честность, обучающийся не должен копировать имеющийся в интернете материал, а на основе него создавать свой. Конечно, многие могут возразить, сказав «зачем изобретать велосипед», но ведь сегодня главная задача учителя – это развитие навыков. Ученик должен уметь не только учиться, но и учить. Поэтому наш с ними девиз «Обучая другого, я обучаюсь сам».

Я думаю: каждому педагогу известно, что информационные технологии психологически облегчают процесс усвоения материала обучающимися; возбуждают живой интерес к предмету познания, а значит будет и положительный результат в изучении предмета.

Аймурзина Жулдыз Мухамбетовна,

учитель русского языка и литературы

 НИШ ФМН города Костаная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*