Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В первую очередь, от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.
Образование сегодня должно быть направлено на развитие мобильной личности, способной к творчеству, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Это станет возможным с использованием таких методов и технологий, которые обеспечивают усиление мотивации, стимулирование творческого потенциала, обнаружение и применение личностных ресурсов для достижения успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.
Однако есть и проблемы такие, как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками программы, раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей или как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению налаживать эффективные коммуникации с разными людьми? И здесь определяется практическая цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции. Учащиеся должны быть вовлечены в процесс устной и письменной коммуникации, выполняя задания по аудированию, говорению, чтению и письму. Применение активных методов обучения на уроках английского языка способствует переходу от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это способствует повышению мотивации к изучению языка, создает позитивную психологическую атмосферу, стимулирует развитие положительных личностных качеств и познавательный интерес учащихся. Активные методы помогают сделать обычные уроки интересными, увлекательными и познавательными, а процесс усвоения материала наиболее эффективным.
Активные методы обучения строятся на практической направленности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Все эти факторы позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Однако эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе и следует учитывать возрастные особенности учащихся работы в группах и в разных условиях.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.
Таким образом, применение активных методов обучения на уроках английского языка делает процесс обучения увлекательным, интересным и сравнительно простым как для ученика, так и для учителя. Способствует увеличению активности учащихся на протяжении всего процесса обучения, повышает результативность обучения и качество знаний, позволяющая формировать полноценную личность, способную легко адаптироваться к условиям современной жизни, находить выход из любых жизненных ситуаций, достигать успеха во всех сферах жизни, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение также позволяют обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и использования знаний. Что еще раз указывает на целесообразность систематического использования активных методов обучения на уроках английского языка.
Дина Сейданова,
ст.преподаватель ФАО «НЦПК» «Өрлеу»
ИПК ПР по Жамбылской области