В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы студенты хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
В работе со слабослышащими студентами используются, в основном, объяснительно – иллюстративные, что отчасти объясняется особенностями наших студентов (снижение слуха и как результат этого речевое недоразвитие, снижение всех психологических функций). При этом преподнесение студентам информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. Для слабослышащих студентов диалоговое обучение вызывает определенные трудности, потому что нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ студентов в общее обсуждение. При работе со слабослышащими студентами обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных задач каждого урока в нашем колледже. Формированию речи слабослышащих студентов – важнейший компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством и орудием мышления.
В преодолении этих трудностей нам помогают новые интерактивные технологии, которые позволяют преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, студенты берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
В свою очередь я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, демонстрирую числовой предметный ряд, отвечаю на вопросы студентов, отслеживаю результаты процесса и т.д.
В роли организатора я налаживаю взаимодействие студентов (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини — презентаций и т.д.).
В роли консультанта я обращаюсь к опыту студентов, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мною, как учителем и студентами, а также между самими студентами. В своей работе я использую коммуникативные взаимодействия: «студент-студент» (работа в парах), «студент – группа студентов» (работа в группах), «студент – аудитория» или «группа студентов – аудитория» (презентация работы в группах), «студент – компьютер».
К формам и методам интерактивного обучения отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных ситуаций и др.
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки группы применяю различные методы обучения. Но, как правило, при изучении новой темы чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания. На этапе формирования умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяю частично поисковыми и творческими, так как необходимо научить студентов использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы.
Основные принципы, которые я использую при формировании компетентностей студентов, являются постепенность и непрерывность. В том числе:
- системой продуманных мер содействую формированию у студентов положительной мотивации учения;
• излагаю, объясняю и показываю практическое применение алгоритма о способах учебной деятельности;
• студенты отрабатывают знания алгоритма, действуя под моим руководством по образцу, применяя знания в аналогичных ситуациях;
• студенты самостоятельно и осознанно применяют приобретенные навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов.
Применение интерактивной доски дает возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и студента и постоянный обмен информацией между ними. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к студентам лицом и поддерживает постоянный контакт со студентами группы. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу (что важно особенно для студентов нашего колледжа) — улучшается понимание материала. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать студентов и побуждать их записывать идеи на доске. Таким образом, использование интерактивной доски может помочь учителю развить дискуссию, позволяет студентам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть студентов к работе в небольших группах. Информация на интерактивной доске становится центром внимания для всей группы.
Благодаря наглядности и интерактивности, студенты в кабинете вовлекается в активную работу: обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.
Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всей группы. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и студенты могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. При обучении математике задания, выполняемые на интерактивной доске, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Они хороши тем, что позволяют студенту видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят (например, при изучении темы «Возрастание и убывание функций. Экстремумы», «Задачи на построение», «Критические точки функции. Максимумы и минимумы»). Главное отличие таких моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет студентам наблюдать процесс изменения и фиксировать его результат. Выполнение заданий направлено не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний. При их выполнении студент не может остаться пассивным потребителем знаний, применять их по образцу. Студент находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое. Давая задания, учитель может проводить исследования, раскрывающие различные связи и зависимости по всем содержательным линиям курса математики. (Например: «Производная сложной функции», «Решение логарифмических уравнений и неравенств»).
Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которых до появления интерактивных досок не было. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже; используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира, использовать интерактивную доску для проверки домашних заданий и выполнения устных упражнений. При проверке домашнего задания, можно дать не только правильные ответы, но и образец решения.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, студенты видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
В центре любого образовательного процесса стоит студент, ведомый учителем к знаниям. И если студент от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.
Литература:
1. 1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2002. – 152с.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.-98с.
4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167
Абуталипова К.К.,
преподаватель математики и физики,
Строительно-технический колледж №1,
г. Кокшетау,
Казахстан
Актуальная тема