В краеведении, как в науке, нет двух уровней.
Одного уровня — для ученых специалистов
и другого — для широкой публики.
Краеведение само популярно.
Оно учит людей не только любить свои места,
но и любить знание о своих
(и не только „своих“) местах.
Дмитрий Лихачев
Актуальность темы моей статьи состоит в том, что в настоящее время современная молодежь мало знает историю своего родного края. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, которая связывала и будет связывать нас с прошлым, настоящим и будущим.
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Надо ли этим заниматься?
И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
С этим вопросом я обратилась к учащимся. Вот какие ответы я получила.
-это очень интересно,
-это важно знать, чтобы уважать историю предков,
-всегда интересно, откуда ты родом,
-все люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,
-история края помогает почувствовать себя частицей Родины
-зная историю своей малой родины, чувствуешь гордость оттого, что ты являешься
их потомком,
-не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся взрослые?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «…тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Именно поэтому выбрала такую тему: «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы».
Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
— воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
— воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
— обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
— развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
Для реализации краеведческого компонента в преподавании русского языка и литературы в основном использую следующие методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Краеведение помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, последовательное изучение различных материалов, которые находят практическое применение на уроках и во внеклассной работе. Интеграция предметов на основе краеведения — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Используя элементы краеведения на своих уроках, я даю возможность учащимся включиться в поисковую работу, пробуждаю в них интерес, развиваю память и воображение. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, делает выводы, обобщает, сравнивает и анализирует. Основная задача учителя — умело направить мыслительную деятельность учеников. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационного характера: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, языку.
Работая над материалами краеведения и используя его на уроках, важно придерживаться определенных принципов:
-Системность
-Доступность
-Наглядность
-Разнообразность материала
-Связь материала в учебной и воспитательной работе.
Использование краеведческого материала на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
Большое поле деятельности представляет изучение литературных повестей.
Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.
Изучая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» обращаемся к истории своего края. Учащиеся с удовольствием посещают музеи, собирают материалы, делятся своими мыслями. Сама мысль, что все эти события произошли именно здесь, дают им стимул для поисковой работы. После сбора информации на уроке велась групповая работа. Работали 4 группы: «Литераторы», «Художники», «Актеры», «Историки».
Группа литераторов рассказывала об истории создания повести. Работая в группе, обмениваясь мнениями, они старались находить ответ на вопросы «Что же послужило толчком для создания этой повести?».
Группа художников работали над иллюстрациями, чтобы познакомить с картинной галереей.
Группе актеров была дана возможность создать ролевую игру. Учащиеся с удовольствием инсценировали отрывки из произведения.
А историки работали над тем, чтобы раскрыть тему «русского бунта».
Учащиеся понимали, какая ответственность ложится на их плечи, поэтому активно подключались к работе. После совместной работы учащиеся защищали постеры, подводили итоги, задавали вопросы. В конце урока была проведена рефлексия, в ходе которой они делились мнениями:
- Я знаю, что…
- Я узнал, что…
- Я хочу узнать о…
С историей нашего города связано множество знаменитых, исторических личностей. Гостями города были Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, В.И. Даль, будущие императоры царской России Александр II и Николай II, Г.Р. Державин, А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.И. Шаляпин, М.А. Шолохов, С. Сейфуллин, С. Муканов и др. На многих домах города есть мемориальные доски с их именами. На уроках литературы и во внеурочное время стараюсь использовать материалы, связанные с жизнью и творчеством этих людей. Отличным материалом для воспитания патриотизма могут стать литературные публикации времен Великой Отечественной войны на страницах газет и журналов. Особенно, стихи. Одна из главных тем в творчестве поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихах о родине звучат нежные лирические ноты, создается образ родной земли, богатой и красивой. Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Я подбираю для работы на уроках русского языка предложения, тексты, которые связаны тематически с природой, с духовной культурой края. Все эти материалы воспитывают интерес к малой родине, расширяют представление об её истории и дне сегодняшнем. Обращаясь к местному языковому материалу, получаю возможность проведения интегрированных уроков, уроков-экскурсий, конкурсов.
Привлечение местного материала оживит уроки русского языка, побудит учащихся быть более внимательными к речи окружающих и своей собственной речи.
Принимая активное участие в различных конкурсах, в поисковых мероприятиях, ребята знают и помнят,что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках и т.д. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.
Адилбаева Лаззат Кубайдуллиевна,
учитель русского языка и литературы
областной санаторной школы-интерната
имени М. Утемисова,
г. Уральск, ЗКО