Home » Учебно-методические материалы » Использование ментальных карт в образовательной деятельности

Использование ментальных карт в образовательной деятельности

Высокие темпы развития современного общества обуславливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта» Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы с младшими школьниками. В начальных классах составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.

Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного  умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно именно с начальной школы.

Для начала, что такое ментальные карты.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Mind Map – это одна из техник визуализации мышления. Имея радиальную и иллюстрированную структуру, ментальные карты позволяют представлять информацию быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, способствуют лучшему усвоению информации. Яркие рисунки, графические изображения и слова, вызывающие определённый ассоциативный ряд гораздо легче запоминаются и впоследствии быстрее воспроизводятся, нежели информация, зафиксированная линейным способом.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:

*Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти.

*В записанном конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

*Время при записи расходуется очень неэффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Законы интеллект-карт Тони Бьюзена разделяются на законы содержания и оформления, а также законы структуры.

Преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе.

Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно так же, как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.

Принципы составления ментальных карт

1.Главная тема помещается в центре листа.

2.Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3.Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.

4.К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

5.Радиальная структура.

6.Письмо печатными буквами.

Каковы же особенности работы с ментальными картами в начальной школе?

На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как  к демонстрационной, опорной таблице,  размещая её на доске.

Затем первоклашки пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаю шаблоны кружков, подсказываю, каким цветом  делать надписи.

Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым  для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит  самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных  заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат), но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на  уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте  элементы, являющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте.  Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на  определенном месте ментальной карты.

Можно на этапе обобщения  предложить  установить  взаимосвязь между словами  на  карточках  с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.

Метод ментальных карт созвучен содержанию нового образования Республики Казахстан и деятельному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты и исключительно положительные.

Пример ментальной карты по теме «Птицы»

 

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ.

Проанализировав методы составления ментальных карт, можно сказать, что они помогают представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, дают их целостное видение, облегчают запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в процессе обучения может дать огромные положительные результаты, поскольку даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее, т.е активное.

 

ЛИТЕРАТУРА 1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн- Пресс, 2007. – 96 с.

  1. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. – 304 с.
  2. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, – М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.
  3. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.
  4. Сазанова, Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 28. – С. 118 – 122.
  5. Сидоров, С. Возможности использования ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – Выпуск 1(14). – С.

 

 Васюк Евгения Витальевна

учитель начальных классов

КГУ «Банновская средняя школа

 отдела образования акимата

Федоровского района»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*