Home » Учебно-методические материалы » Использование метафорических ассоциативных карточек в практической работе педагогов для развития ассоциативного мышления учащихся

Использование метафорических ассоциативных карточек в практической работе педагогов для развития ассоциативного мышления учащихся

   Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» учащихся. Понятие креативности это   способность учащихся  удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.   Нами доказано, что развитию творческих способностей детей и обогащению исследовательских навыков являются метафорические ассоциативные   карточки, которые будут способствовать в наибольшей степени в применение   проективных технологий в учебно-воспитательном процессе. Под проективными технологиями мы подразумеваем использование в работе педагога ассоциативных метафорических и проективных карт.

 Современному педагогу, для того, чтобы быть успешным и эффективным в своей деятельности, необходимо не только знать  основы дидактики и психолого-педагогические дисциплины,  но и  ориентироваться в большом количестве методов  исследовательской и практической работы, владеть технологией проведения ряда диагностических, коррекционных и консультативных приемов, но и иметь развитую ценностно-смысловую сферу, уметь глубоко понимать, чувствовать другого человека, его внутренний мир, а для этого необходимы, кроме всего прочего, развитое образное, метафорическое мышление, интуиция, рефлексивность, эмпатия и т.д. Поэтому в процессе работы с детьми  необходимо искать и внедрять в преподавание новые активные формы, методы и технологии обучения; которые бы способствовали их личностному росту, обеспечивали развитие их образной и смысловой сферы, способность к пониманию и рефлексии, актуализацию профессиональных смыслов. Одним из таких способов является метафора, которую рекомендуем применять в обучении учащихся с помощью различных метафорических техник и приемов, используя разные метафороносители, вариантом которых мы рассматриваем метафорические ассоциативные карты.

           В последнее время наблюдается интерес к метафоре как важному дидактическому и гносеологическому компоненту образовательной деятельности. Без метафоры невозможно организовать педагогический дискурс, обеспечить понимание и осмысление материала. Именно метафора часто обусловливает переход к новому знанию, расширяет освоенное человеком семантическое пространство, выступает инструментом смыслопередачи и обмена личностным опытом.

Метафоры в обучении позволяют: мотивировать; дисциплинировать; моделировать; погружать; создавать внутренние образы; доступно объяснять – соединять новый опыт с уже имеющимся; привлекать внимание; вызывать эмоции.  Классифицирует функции метафоры в педагогическом дискурсе. Она выделяет следующие функции:

1)  когнитивную (постижение неизвестного, упрощение понимания и усвоения того или иного сложного феномена);

2)  номинативную (служит для наименования предметов и явлений, вывода нового знания о предмете, явлении, его свойствах и качествах);

3) информативную (передает информацию, обуславливает множественность образного прочтения ситуации);

4) мнемоническую (способствует лучшему запоминанию информации); 5)   эвристическую (стимулирует творческое мышление);

6)   коммуникативную (служит способом выражения мнения);

7) изобразительную (придает тексту выразительность, привлекая внимание);

8) инструментальную (инструмент воздействия на мыслительные процессы);

9)   моделирующую (создает, формирует разнообразные ситуации как в действительности, так и в сознании);

10) экспрессивную (обращается к эмоциональной сфере субъектов образовательного процесса).

Метафоры в обучении также приводят в действие внутренние, творческие ресурсы учащихся; дают возможность подстроиться к ценностям, интересам и переживаниям учащегося; привлекают внимание учащихся в процессе обучения и помогают его удержать; обусловливают переход к новому знанию, расширяют освоенное человеком семантическое пространство, выступают инструментом смыслопередачи и обмена личностным опытом.

Метафорические карточки это не новый вид терапии, не ее отдельное направление, например, когнитивно-поведенческая. Это всего лишь инструмент, который может быть использован любым педагогом.  В настоящее время данные карты очень популярны среди учителей — предметников.  Использование карточек на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. В массовой школе карты применяют на занятиях: на  уроках  литературы, иностранного языка, физики.

Метафорические карточки  можно использовать для создания сценария. Одним из свойств карт является то, что они могут быть вспомогательным инструментом  для придумывания интересных историй. Для педагогов карты могут оказаться необходимым инструментом в работе.

       
При помощи метафорических карточек с детьми можно создавать дидактические сценарии. Из них мы выбрали для работы следующие: разложение известных историй по функциям; изменение одной функции и демонстрация изменения в истории; перестановка функций и демонстрация изменения; создание историй на основе случайно выбранных функций по аналогии с известными материала; создание истории на основе случайно выбранных функций в необычной области.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ахметова М.А. Индивидуально ориентированное обучение в общеобразовательной школе. – Казань: 2016. – 260 с.
  2. Червонцева Т. О. Метафора в учебном процессе  Серия  № 12. Психологическая наука: 2015,  № 37 (61). – С. 81 – 86.
  3. Мухаметжанов Р.А. Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования. Екатеринбург, 2016. — С. 69-75

 

Тойганбекова Ш.М.,

к.п.н., асс/профессор,

 зав.каф. «Управление и качества образования»

ФАО «НЦПК  «ӨРЛЕУ»

ИПК ПР по Жамбылской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Заявка

на участие в работе международной конференции

«Модернизация образовательных ресурсов: опыт и перспективы»

ФИО  участникаТойганбекова Шынар Малимбаевна
Ученое звание, степень, место работы, должность,кандидат педагогических наук, ассоцированный профессор, зав.каф. «Управление и качества образования» ФАО «НЦПК  «ӨРЛЕУ» Институт повышения квалификации педагогических работников по  Жамбылской области
Телефон с кодом межгорода, сотовый телефон87262341958
E-mailChina.555@mail.ru
Название доклада (статьи)Использование   метафорических  ассоциативных  карточек в  практической  работе педагогов для развития ассоциативного мышления учащихся.

Секция: 1 Современная образовательная среда и подготовка педагогических кадров

 Форма участия: Очное/ Заочное/ Участие в качестве слушателя  (нужное подчеркнуть) заочная
Выступление на пленарном заседании нет
Выступление на секционном заседании нет
Необходимость бронирования гостиницы нет
Дата заполнения заявки                                             19.04.2018г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*