Home » Детский сад » Использование методики Б.П.Никитина в педагогическом процессе детского сада

Использование методики Б.П.Никитина в педагогическом процессе детского сада

Для детей игра имеет особое значение. Психологи- Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, способствующие к переходу к новой стадии высшего развития.

В игру вовлекаются все стороны личности ребенка. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения.

Борис Павлович Никитин – педагог –практик, известен во многих зарубежных странах, так как его книги расходились миллионными тиражами, и на его лекции приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется  «сознательным родительством»

Б.П.Никитин –пожалуй, первый педагог-новатор, благодаря которому тема  методики раннего развития детей стала популярной в обществе. Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методике Б.П. Никитина в значительной степени угас. Никитинские игры активно применяются в педагогическом процессе детского сада№34, а именно в старших группах, они рассчитаны на совместную игру детей вместе с воспитателем и детей вместе с родителями.Они обладают большой степенью вариативности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

В большинстве своем эти игры мы используем в повседневной жизни нашего детского сада они представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика.

В детском саду задачи обучения даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

Основная особенность развивающих игр Б.П. Никитина в том, что они формируют не только интеллект, но и развивают творческие способности. Выполнив определенное количество заданий, ребенок начинает стремится к придумыванию заданий сам (свои узоры, конструкции). А это, согласно Никитину, и есть наивысший результат, так как именно творчество и способность к нему ценится сейчас высоко.

В большинстве своем игры Б.П. Никитина направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое средство для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития дошкольника.

Развивающие игры или интеллектуальные игры — это хорошее дополнение к современным игрушкам. В первую очередь они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Во-первых, они учат родителей активно участвовать в процессе развития и воспитания детей. И, наконец, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию,- в дошкольном возрасте.

Считаю, что развивающие игры имеют целью-развитие творческих сил и способностей ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора, таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Примеры игр по системе Никитина

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор

 

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Уникуб

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.Для детей доступно 60 заданий.

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

В развивающих играх Б.П.Никитина есть и объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего не дает. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в этом случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития. Первая-сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие интеллектуальной игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать их них узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Вот когда вы наблюдаете такую картинку, тогда можете быть довольны, что вы достигли наивысшего из возможных результатов-ребенок сам, начал творить.

Итак, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними; воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми усваивался новый более сложный способ ее построения.

 

 

  1. Касымова Г.М. «Игровая терапия в семейном воспитании дошкольников», журнал «Мектепкедейінгі білім» 2011, №5
  2. Тебай Р.У., Медеубаева А.Т. «Создание условий для развития творческой личности», журнал «Справочник руководителя дошкольной организации» 2014, №4
  3. Егорова М.В. «Методы и приемы в дошкольном образовании», журнал «Дошкольное воспитание» 2014, №2
  4. Сборник авторских программ для дошкольных организации образования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников: программа для детей старшей группы с использованием развивающих игр Б.П.Никитина» г.Алматы 2011г.

Исабаева Айжан Дюсембаевна,

 воспитатель І категории

КГКП «Ясли-сад №34 «Ақ бидай»

13 комментариев

  1. Айнура Касымова

    Познавательная статья, можно использовать в своей практике

  2. Эльмира

    Очень полезная статья, нужно будет сохранить себе ?

    • Карлыгаш Турманова

      Я думаю, что эту методику должны практиковать почаще в детских садах, ведь она положительно влияет на развитие наших детей

  3. Айгерим

    Материал имеет очень нужную информацию, которую можно использовать в работе педагогов.

  4. Торгын Бекен.Жезқазған .1 ЖОББМ ұстазы.

    Айжан Дюсембаевна білікті де білгір маман. Мектепке дейінгі бүлдіршіндерді тəрбиелеуде еңбегі зор.Креативті ұстах.

  5. Накия Жумабекова

    В статье раскрываютс все стороны личности через игровой момент,что очень важно для подрастающего покоьения новой формации

  6. Гульжан

    Айжан Дюсембаева, статья очень интересная и полезная. Я думаю, что ваша статья отразила все аспекты методики.В методике Б.П.Никитина много полезного. Интеллектуальные игры способствуют развитию логики и мышления ребенка.

  7. Действительно, было бы здорово детям с ранних лет понимать принцип этих игр, в дальнейшем им проще будет усваивать математику, логику и т. д

  8. Эльвира Талгатовна

    Думаю,что статья актуальная, стоит задуматься над применением в своей практике эту методику. Судя по статье есть результаты в разитие логического мышления детей.

  9. Айжан Дүйсенбаевнаның еңбегі өте сапалы,тәрбиелік мәні көп.Үлгі тұтатын тәрбиеші.

  10. Арайлым

    Очень полезная для всех информация! Спасибо за познавательную статью!
    Будем использовать ??

  11. Гулимай

    Ойын арқылы балаларыңыздың өрісін өсіре беріңіз !

  12. Гулимай

    Балаларыңыздың қызығын көріңіз. Ойындар арқылы балалар аыл есі, ойлау қабілеттері ашыла береді. Мақалаңыз керемет !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*