Для повышения эффективности обучения английскому языку, необходимо широко использовать эмоции учащихся в учебном процессе. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции детей является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные сознания». Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и в настоящее время.
Использование песен на уроках английского языка — один из эффективных приемов, позволяющих включить в активную работу всех детей и приносящий в процесс обучения моменты креативности. Материал, представленный в стихотворной песенной форме, усваивается значительно легче и является действенным средством в развитии и обогащении коммуникативной компетенции дошкольников.
Музыкальные паузы-разминки, сценки, мини-спектакли, зарядка под музыку и с песней – это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Песни на уроках не только способствуют развитию лингвистических навыков, но и вносит в урок эмоциональный колорит, помогает погружению в иноязычную культуру.
Преимущество использования песен помогает более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал, стимулируется развитие диалогической речи.
Применение песен на уроках способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и использование коротких несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.
В зависимости от методической задачи отдельного этапа урока песенный материал используется:
- для фонетической зарядки;
- для введения, первичного закрепления и тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
- для развития речевых навыков и умений;
- для релаксации в середине или в конце урока как разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность детей.
Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность и мелодия. Вначале идет фонетическая обработка текста песни, затем песня прослушивается повторно с опорой на текст и разучивается мелодия в процессе совместного исполнения.
Одна из первых изученных дошкольниками песенка “Hello, hello” способствует быстрому запоминанию приветствий и в дальнейшем развитию коммуникативных навыков детей:
Hello, hello
How are you?
{I am fine, thank you} 2
What’s your name?
My name is _
That’s my name.
Известная песня об алфавите “The ABC” помогает учащимся в интересной форме повторять и запоминать буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите.
Одним из важных аспектов в изучении английского языка являются песенки для обогащения словарного запаса и релаксации на уроке: “Put your finger on your head”, “My eyes can see, my ears can hear”, “Teddy’s Train”, “Colour songs”, “Five Little Ducks”, “Three Little Kittens” , “Ten Little Numbers”, “Head, Shoulders, Knees and Toes”, и др.
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes
Eyes and ears and mouth and nose
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes.
Оптимальное сочетание повторяемости и вариативности языкового материала, важнейшего условия обучения диалогической речи, усваивается заучиванием песенок: «Hello and Hi», “ Finger Family”, “Hello, what’s your name?”
Учитывая быструю утомляемость детей на уроке, используются веселые песенки, сопровождаемые различными действиями и элементарными танцевальными движениями: “Clap your hands together”, “Clap your hands, listen to the music”, “If you’re happy and you know it, clap your hands”.
Clap your hands, listen to the music
And clap your hands
Stamp your feet, listen to the music
And stamp your feet
Turn around, listen to the music
And turn around.
Различные тематические мероприятия, утренники со сценками: “Three Little Kittens”, “Three Bears”, “Teremok” с использованием песен на английском языке активизируют речевую деятельность, повышают эмоциональный тонус и интерес к изучению языка.
Пение на уроках позволяет учителю сделать процесс не только увлекательным и продуктивным, но и благодаря музыке, создается благоприятный психологический климат, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус. Использование песен дает возможность расширить словарный запас, закрепить грамматические структуры, поставить произношение, понимать устную разговорную речь, расширить кругозор детей, вызвать положительные эмоции и стимулировать интерес к изучению английского языка.
Оспанова К.Б., Жантасова А.К.,
учителя английского языка
ГККП «Мини-центр детского сада № 32 «Балдаурен»