Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи обновленного содержания образования, в основе которой лежит использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Актуальность использования на уроках русского языка технологии развития критического мышления неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). На уроках, с использованием стратегии технологии развития критического мышления, процесс составления «сухого» алгоритма, схемы, таблицы, помогающих систематизировать знания, «видеть» и анализировать их графически, превращаются в увлекательное занятие; технология позволяет добиться четкости и точности ответов учащихся.
Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов: формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Мною разработаны и апробированы уроки различных типов с использованием технологии РКМЧП в разных классах по предметам русский язык и литература. На данных уроках активно использовались следующие приемы технологии РКМЧП: составление ассоциативных цепочек; прогнозирование по портрету; прием «ИНСЕРТ»; прием «Кластер»; прием «Корзина идей»; прием «Двухчастный дневник»; прием «тонких» и «толстых» вопросов; прием «Верные — неверные утверждения»; прием «Эссе»; прием «психорисунка»; прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов); прием «Составление синквейна».
Технология РКМЧП учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель данной технологии — научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом — и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, я помогаю школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению пространства знания. Обязательным этапом являются рефлексивные действия учащихся и педагога. Технология РКМЧП прочно вошла в мою педагогическую практику. Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии нравятся не только мне, но и учащимся.
Исмагулова Алтыншаш Алихановна,
учитель русского языка и литературы
школы — интерната
Акмолинская область,
Бурабайский район,
город Щучинск