Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Предварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:
Значение театрализованной деятельности в детском саду.
Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?
Какие виды кукольных театров Вы знаете?
С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?
Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
Оборудование: слайды, карточки с заданиями по интонации, скороговорки разной сложности, атрибуты для игры драматизации и головные уборы (2 шляпы, шапочки для драматизации).
Все участники семинара занимают места за 2 столами.
План работы.
Введение. Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
- «Разминка».
Что такое артикуляционная гимнастика.
(Показ слайдов) Упражнение по теме «Транспорт».
- «Пальчиковый игротренинг» «Теремок»
- Игра «Весёлые весы»
Цель: поднять рабочее настроение.
- «Покажи, узнай»
Жесты, поза, движения.
- «И снова сказки». (Вопросы к воспитателям по сказкам).
- «Голосовые интонации»
7.«Покажи СКАЗКУ»
- Выводы.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
Что такое артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. …
Например, по ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
ЗАДАНИЕ №2 «Пальчиковый игротренинг»
Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Например
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком»)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок»)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки»)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую)
Задание 3. Игра «Весёлые весы»
Цель: поднять рабочее настроение.
Выбирается судья, который делает стук молоточком и игроки меняют направления движений. Следит, чтобы соблюдали правила — нельзя поправлять книгу рукой.
На голове у игроков книга, игрок движется с ней по кругу. Кто удержит книгу на голове, тот становится судьёй.
Участники садятся за столы , делятся на 2 команды.
ЗАДАНИЕ №4 «ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
«Отгадай, кто я, что я делаю»
— Сесть, как королева;
Провинившейся малыш;
Пройдемся, как артисты балета;
Пройтись, как манекенщица;
Пройтись, как старый человек;
Задание для второй команды.
Попрыгать, как ребёнок через лужу;
Попрыгать как кенгуру;
Подбросить и поймать мяч,
Заточить карандаш,
Разрезать арбуз и съесть кусок.
Задание 5 «И снова сказки».
Вопросы 1 команды:
- Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)
- Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке») .
- Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)
- Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»)
- Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)
Вопросы 2 команды.
Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»)
Сказка о лесном общежитии («Теремок»)
Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)
Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»)
Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)
Задание 6.
Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка. (1 команда)
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, грустно. (2 команда)
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят малюток.
ЗАДАНИЕ № 7 «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами шапочки персонажей различных сказок, 2 коробка (персонажи сказок — пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
И закончить наш семинар — практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
- Театрализованная игра — эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
- Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
Галина Константиновна Чурикова,
№21 «Росинка» бөбекжайының тәрбиешісі,
Орал қаласы, БҚО