“Чтобы человек был сыт один день,
дай ему рыбку, два дня – дай ему две рыбки,
а чтобы человек был сыт всю жизнь – научи его ловить рыбу”.
(Японская мудрость.)
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Как построить учебный процесс, чтобы научить ученика, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления, элементы которого я применяю в процессе работы над творческим проектом.
Слово «проект» (от латинского projectus – выброшенный вперед, продвинутый). означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, творческого мышления, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Проект — это «пять П»: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
— помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
— сам является источником информации;
— координирует весь процесс;
— поощряет учеников;
— поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов я использую не только индивидуальную форму работы учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Так же групповая работа даёт возможность учащимся объединиться по интересам. Воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива.
На уроках технологии учу ребят не только различным способам обработки различных материалов, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать, чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность, проявить творческие способности.
Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо учащихся знакомить с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека.
Предмет «Технология» — образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Введение проектной деятельности в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями. В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через пробы сил в выбранной сфере деятельности.
Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания, где важная роль отведена исследованию.
Так в содержании этапов работы над творческим проектом, мини исследования происходят на пяти этапах.
Содержание этапов творческого проектирования.
1.Проблема.
Главная задача на этой ступени – выявить из множества проблем несколько наиболее существенных.
- Осознание проблемной области.
Для этого придется ответить на вопрос: проблема, какой области важнее?
- Выявление конкретной потребности. I мини- исследование.
К началу третьего этапа выполнение проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого требуется провести I мини- исследование, в процессе которого «примеряется» каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств.
Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, самый интересный материал я оформляю в виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы.
4.Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе ученица нуждается, например, в спортивной сумке, то задача формулируется следующим образом: сконструировать и изготовить сумку.
- Выявление основных параметров и ограничений.
Необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами и желанием.
Разрабатываемая спортивная сумка должна:
— не превышать размеров 50*25*25 см;
— иметь низкую себестоимость;
— быть многофункциональной и универсальной;
— иметь красивый внешний вид.
- II мини- исследование (выявление традиций, истории, тенденций)
Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.
- III мини- исследование. Построение кластера «звездочки обдумывания».
На данном этапе составляется «звездочка обдумывания». В центре необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам описываются:
*Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
* Какие необходимы инструменты и оборудование.
* В каком стиле будет изделие, соблюдает ли оно традиции и современную моду.
* Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен.
* Необходимо записать все этапы моделирования и конструирования.
* Обязательно записать всю технологию изготовления.
* В конце работы подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным.
- IV мини- исследование. Выработка идей, вариантов, альтернатив.
На данном этапе необходимо зафиксировать все идеи, возникшие по данной проблеме. Учащиеся задают себе вопросы: «А что если?.. А что, если я сделаю изделие этой формы?.. А что, если я использую другой материал (например фетр вместо войлока)?..» Они могут быть записаны в виде фраз, нарисованы в эскизах.
- V мини- исследование. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.
Всем идеям необходимо вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость.
Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.
Далее начинается непосредственно работа над проектом:
При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществляю индивидуализацию обучения и дифференцированный подход.
Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.
Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.
Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.
Особенность метода проектов состоит в том, что он является общим для всех работ, выполняемых на уроках технологии, — будь то обработка текстиля, пластика, древесины, металла, различные работы с использованием техники народных промыслов и ремесел, кулинарные изделия, графические работы, работы связанные с техническим творчеством, дизайном.
При этом метод проектов легко «вписывается» практически в любые программы обучения, используемые в предмете «Технология».
Так по разделу программы «Технология художественной обработки материала с элементами декоративно-прикладного искусства» ученица 10 класса выбрала для работы такую тему проекта: «Декоративные изделия из шерсти», где воплотила свой замысел в виде картины из шерсти. Антонова Любовь, ученица 10 класса, выбрала тему для проекта: Декоративные картины, которые выполнила в технике — квиллинг. Фролова Анна, ученица 9 класса, выбрала для проекта тему: «Моя новая школьная юбка» из раздела программы «Проектирование и изготовление швейного изделия», по окончании работы над проектом смогла сшить новую юбку по своему дизайну.
В ходе работы над творческим проектом, я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Учебное время ограничено, не хватает времени и возможностей выполнить проекты объемные, поделиться множеством идей, продемонстрировать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства. Поэтому логическим продолжением уроков является кружковая работа по предмету. Занятия в кружке «Умелые руки» предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей.
Большое значение имеют выставки, проводимые в школе и за ее пределами. Так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках изобразительного искусства, истории, в организационно-развлекательных школьных мероприятиях.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, творчески организуя свои уроки.
Список литературы
- Бедов, А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / Бедов, А. // Народное образование.- 2009.- №2.
- Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать / Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. // Управленческий аспект. — 2007.
- Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. // — Волгоград: Учитель. — 2007.
- «Развитие критического мышления на уроке / Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. // М., Просвещение. — 2004.
- Баустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Баустром, Р. // СПб: Издательство Альянс. – 2003.
Воронецкая Алла Викторовна,
учитель технологии высшей категории,
средняя школа лицей №21 города Кокшетау