«От безграничного степного раздолья до акмолинских пронзительных ветров, от инертного народонаселения до космодрома Байконур» и из такой республики вышли личности, имена которых остались на века. И они верили, что всегда будет освещать звезда веры в красоту и нужность будущей нашей жизни.
В истории казахского народа много традиций, и одна из них – почитать незаурядных личностей. И среди них братья Сеитовы. Они были известны своей образованностью и горячим желанием принести пользу своему народу. Три брата Сеитовых были членами партии «Алаш», что было очень большой редкостью для северных регионов. Два брата Сеитовых получили медицинское образование, один — экономическое. Мусылманбек был экономистом, младший из Сеитовых Муратбек снискал уважение в степи как искусный хирург, пользовавшийся заслуженным авторитетом среди своих современников. Он был арестован в городе Степняке в 1937 году и расстрелян за причастность к алашскому движению.
Имя медика Асылбека Сеитова стоит особняком. Выпускник Томского университета, он имеет самое прямое отношение к Астане (Акмолинску): в 1916 году Асылбек вместе с Сакеном Сейфуллиным участвовал в сельскохозяйственной переписи нашего Акмолинского уезда. Их работа в уезде совпала с началом мощного национально-освободительного движения. Он же принимал участие в строительстве алашской ячейки в городе.
Биография его жизни свидетельствует, что Асылбек Жуманович Сеитов родился 22 января 1894 года в городе Омске в семье переводчика канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. Его предки были выходцами из Баянаульского края. Сеитовы находились в близком родстве с именитыми семьями Шормановых, Валихановых и Айтпеновых. Мать Сеитовых — Кадиша приходилось родной сестрой Мукану Айтпенову, одного из основателей партии «Уш жуз» в городе Омске. Кадиша Сеитова (Айтпенова) после смерти своего мужа осталась вдовой в возрасте 26 лет с шестью детьми на руках: дочь Жамал, а также сыновья – Мусылманбек, Султанбек, Асылбек, Омарбек и Муратбек. Эта мудрая женщина на небольшое пособие вдовы смогла выучить сыновей, дать им прекрасное образование. Одним из самых одаренных и талантливых детей Сеитовых был Асылбек. По тем временам он получил редкое, в особенности для казахов, трехступенчатое образование: в начале, как и отец, обучался в церковно-приходской школе, затем – в престижном учебном заведении Западно-Сибирского региона — Омской классической мужской гимназии. Благодаря своим незаурядным способностям в 1911 году ему удалось поступить в один из самых старейших вузов азиатской части России — медицинский факультет Томского университета. Нужно отметить еще одну черту, Асылбек имел музыкальный слух и прекрасно играл на домре, мандолине и казахcкой домбре. Разбирался в нотах, хорошо рисовал. Знал язык эсперанто. Прекрасно владел и иностранными языками. Был заядлым охотником.
В 1917 году он, встретил свое счастье по имени Нафие, она была единственной дочерью Садуакаса Шорманова, а также — внучкой Мусе Шорманову, полковнику царской армии. А родная сестра Мусы Шорманова Зейнеп приходилась матерью Шокана Уалиханова. Молодые с первой встречи полюбили друг друга. Асылбек в это время работал уездным врачом в Омске. Идейные взгляды и поиски молодого человека привели в партию «Алаш», где он стал активным участником, в решающий 1917 год – секретарем съезда. Публикуя свои статьи в газетах и журналах, призывал соотечественников создавать фонды помощи нуждающимся учащимся и студентам. В 1916 году, с такими же, как он сам патриотами, принимал участие в сельскохозяйственной переписи населения Степного края.
Акмолинск становится одним из центров политической жизни Степного края. Сюда тянулась образованная часть казахской интеллигенции.
В августе 1917 года состоялся уездный съезд казахов, куда Асылбек был избран делегатом. Представители коренной интеллигенции обсуждали вопрос, связанный с созданием национальной партии «Алаш». В декабре этого же года А. Сеитов был делегирован от Акмолинской области на Всекиргизский (Всеказахский) съезд, который проходил в г. Оренбурге, где он был избран в секретариат. В 1918 году Асылбек и Мусылманбек были соруководителями омской молодежной организации «Бірлік».
Его неординарность и замечательные качества отмечали многие. О нем пишет Сакен Сейфуллин в своем романе «Тернистый путь», где многие сведения о нем имеют чисто документальный характер. Известно, что они познакомились еще в 1916 году во время проведения сельскохозяйственной переписи населения Акмолинского уезда. Тогда территория уезда была разделена на две части и для лучшей организации этой работы были созданы две комиссии: южная и северная. Южную часть возглавил А. Сеитов, только что окончивший Томский госуниверситет, а северную – С. Сейфуллин.
После окончания вуза, немного поработав в Омске, он был направлен в Баянаул Павлодарского уезда Семипалатинской области, где проработал до 1922 года.
А. Сеитов много и усердно работал на ниве народного здравоохранения. Был главным врачом в Баянауле, затем в течение 15 лет занимал должность заведующего Семипалатинского губздрава (губернского отдела здравоохранения — авт.). В годы гражданской войны, разрухи, голода и эпидемии вместе со своим небольшим коллективом — военным фельдшером Бельдениновым, фельдшерами Габбасом и Шайбаем Аймановыми — боролся с тифом, малярией, холерой, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Как видный организатор здравоохранения республики он был делегатом первого съезда врачей и первого съезда Советов в первой столице автономного Казахстана в г. Оренбурге. Наряду с практической работой он не переставал заниматься общественно-политической деятельностью. Так, на страницах ежемесячного общественно-политического и литературно-краеведческого журнала «Таң» («Утро» — авт.) он выступал с злободневными статьями. В одном из номеров этого журнала за 1925 год, затрагивая проблему высокой детской смертности среди казахов, он с огорчением и с сожалением писал: «По данным переписи в Семипалатинской губернии из 100 новорожденных умирает 48, не достигнув и годового возраста, в то время как в Норвегии и Швеции – 7, Англии – 11, Франции – 13, Германии – 17».
В июне 1937 года он был приглашен в Казнаркомздрав (Казахский народный комиссариат здравоохранения — авт.) на должность заведующего отделом. Параллельно он не оставлял врачебную практику. В конце ноября 1937 года, Наркомздравом Казахстана было поручено начальнику планового отдела наркомата А. Сеитову на базе амбулатории при табачной фабрике — открыть поликлинику. Он досрочно выполнил задание своего ведомства: 25 ноября 1937 года поликлиника № 5 в городе Алма-Ате заработала, и Асылбек Сеитов общим решением собрания коллектива единогласно был избран ее первым главным врачом. Поликлиника, имея всего 3-4 врача в своем штате, обеспечивала нужды почти 18 тысяч человек, но поруководить ему пришлось всего пять дней. В это время над его головой сгущались тучи.
И это — вылилось в арест А.Сеитова 1 декабря 1937 года, в скором времени он был осужден на 10 лет без права переписки, что по тем временам означала «расстрельную» статью.
Сухие строки архивных документов констатируют: «Сеитов осужден за то, что он с 1917 по 1921 года является крупным алаш-ординцем с 1930 по 1933 годы, работая врачом среди окружавших его лиц, вел антисоветскую агитацию». 8 декабря 1937 года был расстрелян как враг народа.
Его братья – Мусылманбек и Муратбек были также расстреляны. Жена его брата Муратбека Рауза Садвокасовна была узницей Карлага и Алжира. А Султанбек чудом избежал репрессии, прожив до преклонного возраста в кругу своей семьи, работая лесничим в Семипалатинске. Муратбек до ареста работал хирургом в городе Степняк Кокшетауской области. Глубокая психологическая травма, полученная от расстрела мужа, переживания о любимом муже, плохие бытовые условия, прогрессирующая болезнь привели к тому, что 9 апреля 1939 года его супруга — Нафия скончалась.
Детям, как и другим родственникам врагов народа, пришлось пройти через многочисленные тернии и испытания. Но в одном они были верны, пронесли светлую память о своем отце и матери.
Практически почти 60 лет имя выдающегося деятеля казахского народа было вычеркнуто из истории, хотя он и был реабилитирован, как и основная масса незаконно репрессированных в 1956 году с банальной юридической формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Смагул Садвокасов (1900-1933 гг.) – наш земляк, уроженец аула Жаркын, ныне Акжарского района Северо-Казахстанской области. Его имя в советских изданиях трактовались как «враг народа», но открытие архивов по Указу Президента страны Н. А. Назарбаева вернуло обществу ранее неизвестные данные. С.Садвокасов был человеком разносторонним. Он знал А. Затаевича, этот факт говорит о том, что, несмотря на занятость, Смагул уделял внимание и музыкальной культуре и мало того, обладал большими познаниями в этой сфере. А встреча произошла, когда он работал и в Москве и в первой столице Казахстана – Оренбурге, как член ВЦИК с 1921 года, председатель Госплана Казахской автономии (до 1925 г.). В эти годы он – заметная фигура во главе молодежного движения (комсомол), редакций газет, встречается с музыкантами и актерами, педагогами.
Смагул Садвокасов отличался аналитическим мышлением и умением принимать стратегически важные решения.
В декабре 1921 года, будучи в то время членом ВЦИК и делегатом Кирреспублики на 9-й Всероссийский съезд Советов одним из первых Смагул озвучил идею переноса столицы из Оренбурга в Семипалатинск или Акмечеть (Перовск), по выбору ЦК. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома просвещения Ахмета Байтурсынова, затем он – нарком просвещения (1925-1927 гг.), представитель республики в Туркестанской АССР, секретарь КазЦИКа, с 1925 г. – член бюро Крайкома партии.
И вся его бурная деятельность — в возрасте 20 с небольшим, посвящена любимому народу, молодой республике, он твердо верил в его лучезарное и прекрасное будущее. А отведено было ему прожить всего 33 года.
Если прочитать странички биографии, то отец Смагула – мулла, обучил его грамоте, а затем после окончания двуклассной начальной русской школы отвез сына в Омск, где в 1915 году юноша окончил сельскохозяйственное училище. Находясь в городе Омске, он знакомится с Магжаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным, Кошмухамедом Кеменгеровым. В эти годы молодые люди создают подпольный кружок казахской молодежи «Бірлік» (1914-1918 гг.). Основная цель данного кружка – это агитационно-пропагандистская работа среди учащихся – казахов Омска. В мае 1918 года проходит всеказахский молодежный съезд, участники которого приняли постановление о создании единой организации «Жас азамат».
В 1920 г. в Оренбурге он вступает в ряды большевистской партии. Привлекло то, что Советская власть декларировала право наций на самоопределение, вплоть до отделения, обещала предоставить национальную автономию, развивать национальную экономику, культуру, просвещение.
Творческая деятельность характеризуется активными выступлениями в СМИ, как например, публикации в газетах: «Жас азамат», «Ебекші жастар», «Енбек туы», в журналах «Балапан», «Жас ќазаќ» и др. Известны его литературные произведения, как, романы: «Салмакбай – Сагындык», «Серебряный колокол» и др. Год с лишним поработал редактором журнала «Ќызыл Ќазаќстан» (ныне «Аќиќат»), с 1925 по 1926 годы в той же должности в газете «Енбекші ќазаќ», сегодня данная газета носит название»Егемен Ќазаќстан».
За выступления С. Садвакасова против геноцида казахского народа, насильственной коллективизации, его подвергли преследованиям. Его авторитет был такой большой, что тогдашний руководитель Казахстана Голощекин не смог подвергнуть репрессии. После успешного окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта, его направляют на строительство железной дороги Москва – Донбасс. Смерть его не ясна, по официальной версии работая в Воронеже, заразился брюшным тифом и 16 декабря 1933 года умер в больнице города Москвы, куда его госпитализировали. Надежной опорой и поддержкой была всегда для него его семья, он был женат на дочери известного лидера «Алаш-Орды», ученого и просветителя Алихана Букейханова – Елизавете (Зейнеп), с которой они познакомились в Омске. Свадьба состоялась в 1923 году. У них был единственный сын Ескендир.
Время расставило все по местам. Сегодня возвращаются честные имена и заслуги людей, стремившихся жить и бороться во благо будущего.
Не это ли великолепный пример гражданской позиции, целеустремленности и патриотизма старшего поколения для нашей молодежи.
Имя нашего земляка не забыто. Его имя было присвоено Кокшетаускому сельхозинституту (ныне агрофакультет КГУ им. Ш. Уалиханова).
Хочется отметить, что «в этом мерцающем потоке лиц – остановленных – вся беспощадная правда жизни…, перед ликом Времени и Судьбы».
Гульбаршин Салык, краевед,
член Союза журналистов Республики Казахстан.