Home » Детский сад » Казахские традиции воспитания детей

Казахские традиции воспитания детей

 

 «Нам нужно укреплять институт брака и семьи, повышать его престиж, возрождать нравственные ценности. Семья, дети, семейные ценности и традиции всегда были и остаются основой нашего общества и нашей культуры. Необходимо пропагандировать семейные ценности, культивировать образ семьи и брака, примеры многодетности. Считаю, что нормой преуспевающей семьи должна быть многодетность. Так и было испокон веков у всех народов. Богатство человека измерялось наличием детей».
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

 

У нашего народа семья всегда была главной его духовной опорой, хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. Древняя казахская мудрость гласит: «Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство, и держится оно на любви». Именно здесь человек черпает творческие и духовные силы, в полной мере ощущает счастье материнства и отцовства.Главное в жизни — это семья, дом, дети, чувство любви к ним, только крепкая семья может воспитать полноценную личность, научить детей нравственности, терпимости, уважению к труду.

Воспитание детей – это нелегкий труд. Сегодня, я хочу напомнить вам  казахские традиции воспитания ребенка в прошлом.

Начнем с того, что ни одна семья не представляла своего счастья без детей и этому свидетельствует традиция, по которой каждый, кто узнавал о рождении ребенка, спешил первым оповестить родных и близких криком «суюнши» (известие), что означало, он пришел с добрыми известиями и за это давали подарок.

Нередко рождение ребенка совпадало с окотом домашних животных, тогда  родившегося в это время жеребенка или верблюжонка (его называли «басире») дарили новорожденному. По поверью, будущее малыша было тесно связано с подаренным ему животным, поэтому к басире относились с особым вниманием, считалось, что ребенок, взрослеющий вместе со своим басире, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот (главное богатство казахов) и чужую жизнь. Традиция с басире относилась как к мальчикам, так и к девочкам.

В годовалом возрасте первые половые различия детей фиксировались в прическе.У мальчиков хохолок на головах- прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли- айдар, был призван служить оберегом от сглаза.Удевочек же отращивали две пряди в области висков-тулым, которые позже вплетались в косы. В прежние времена казахи не стригли волосы детям до исполнения 4-5 лет, а первой стрижке придавали особое значение. По этому случаю устраивали специальное празднество — шаш алу. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула, и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: «Жасын узак болсын!» (Долгих лет жизни!). После этого он передавал ребенка другому, и каждый присутствующий, проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.

Казахи, согласно мусульманскому вероисповеданию, своим сыновьям обязательно делали обряд обрезания и по этому поводу устраивали сундет той. Обрезание делалось, когда мальчики находились в нечетном возрасте – 3, 5. Прежде чем приступить к этому обряду, мальчика одевали в красивую одежду и сажали верхом на коня. Затем, на передник его седла или круп лошади, подвешивали хурджун с яствами, после чего кто-то из взрослых, взяв за узду коня, отправлялся посетить всех родственников. Мальчика везде встречали с радостью и угостившись из хурджуна, привязывали к его одежде и к гриве, шее, хвосту, а также снаряжению коня, куски материи и яркие ленточки. По возвращении мальчика укладывали на чистую постель, мулла делал ему обрезание. Родители по этому поводу устраивали большой праздник с конными скачками, козлодранием и другими играми. Родные, поздравляя мальчика. давали ему деньги, дарили различные ценные вещи или скот. После совершения обряда он становился не просто членом религиозной общины, но и переходил в следующую возрастную группу. Мальчишек приобщали к труду: обучали присматривать за ягнятами, готовить дрова, плести узды, плети, шидер, выделывать кожу, строить кошару и мастерству верховой езды.

Умение держаться в седле являлось одним из главных условий выживания в степи, поэтому мастерство верховой езды было особо важным навыком. Ашамай — это специальноебезопасное детское седло, чтобы он не мог случайно упасть с коня,стременами  служили мешочки — хурджуна. Первую посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь.Обряд первой посадки ребенка в седло назывался ашамайга мингизу, родители маленького наездника на радостях, что их ребенок впервые сел верхом на коня, устраивали праздник.Все, что касается верховой езды относилась и к девочкам.

В 7-8 лет девочки впервые надевали  украшения — сережки и плоские браслеты, начинали носить девичий головной убор — круглую шапочку,  украшенную перьями филина, — такия, телпек, кепеш – илиборик-теплую шапку с меховой опушкой .

В конце XIX века получило распространение платье, украшенное оборками,платья украшались вышивками, располагающимися на оборках или прикрывающими швы. Каждая девочка имела расшитые и украшенные позументом, монетами и вышивками камзол и безрукавку. В 7-8 лет им переставали брить голову и начинали отращивать волосы, а тулым вплетали в косички, заплетания кос девочке имел особое значение и первый раз заплести волосы в косы просили добрую, многодетную женщину, славившуюся своим мастерством в ведении хозяйства и в домашних ремеслах. По этому поводу устраивали небольшое угощение.

Вообще, детей в казахских семьях часто одаривали сладостями, потому как до 5 лет у них был период «вседозволенности». До этого возраста с ребенком обращались, «как с королем», с 6 до 15 лет — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». Кстати, такой же принцип воспитания с древних времен существует в японских семьях, отличие в том, что казахи редко наказывали детей не только в младенчестве, но и в более позднем возрасте. Мировоззрение нашего народа не позволяло использовать методы телесных наказаний, приносящих боль. По этому поводу исследователи, говоря о любви к детям у казахского народа, писали: «Кыргызы (так раньше называли казахов — прим. ред.) с младых лет не наказывают детей. Даже когда дети становились подростками, их не били, а успокаивали словами.

Казахские семьи это- многодетные семьи, где младшие дети уважали старших, а старшие защищали и помогали младшим. Ко всему прочему, наибольшая ответственность в казахской семье падала на первенца, потому что он был старшим и поэтому являлся примером для младших детей, открывая им путь в жизни, о чем казахи говорили:«Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать», «По старшему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшая растет», «Из родника, из которого пил старший брат, будет пить и младший брат», «Младший брат растет, одевая одежду после старшего брата, а младшая сестра — то, что осталось от старшей. И растут они, глядя на старших своих братьев и сестер». Так характеризовались отношения между старшими и младшими братьями и сестрами.

Интересно, что все взрослые в аулах всегда принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое, дерзкое пове­дение, то имели право остановить ребенка, поругать или объяснить, что так делать нельзя. Наибольшее влияние традиционно играло старшее поколение — бабушка и дедушка со стороны отца, они являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению. Первенцы в семье считались детьми свекра и свекрови, эти дети становились любимчиками бабушки и дедушки. Девочек баловали не меньше, чем мальчиков, а иногда и больше: нередко именно бабушка выступала инициатором освобождения девочки от тяжелых домашних работ, считая, что за свою будущую жизнь у свекрови девочка еще наработается и никто не знает, как сложатся ее отношения с родственниками мужа.

В 13-15 лет дети считались совершеннолетними, допускались к общественным собраниям, активно участвовали в хозяйственной и производственной деятельности. В этом проявлялось внимание к возрастным особенностям ребенка.

Наши предки были заботливыми и нежными родители, а дети — скромными, вежливыми, учтивыми. Дело в том, что родители не только предостерегали ребенка от совершения тех или иных действий, но и обязательно объясняли причины своего запрета. Такой подход позволял ребенку не забывать о нем и не совершать подобного вновь. Например, существовал (и существует) правило — не пересекать путь старшего. Издревле он имеет в основе две причины: первая — это признак невоспитанности и неучтивости, вторая — пересечение пути старшего означало забрать у него удачу на этом пути, из-за чего он мог тяжело переживать сей проступок ребенка и выражать свое недовольство. А получить благословение старшего для молодежи играло очень важную роль.

Обычаи и традиции являются важной составной частью культуры любого народа. В каком-то смысле они – основа единства нации передаются из поколения в поколение. Традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении долгих столетий под влиянием кочевого образа жизни. Сегодня у молодежи растет интерес к своему прошлому, и это естественный процесс: люди должны знать историю своих предков и того места, где живут, помнить и передавать потомкам свои традиции.

 Байзакова Айгуль Кагармановна,

 воспитатель,

 КГП «Ясли-сад «Ақ бота»

г. Петропавловск, СКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*