Цели: познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, дать основные первоначальные знания о правах ребенка. Развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности. Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с красками, чувство уважения к другим людям
Утренний круг «Придумано кем-то» (в кругу)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе, доброе утро!
Пожелания друг другу на целый день (сердечко)
Дети говорят друг другу пожелания на целый день.
-Ребята, закройте глаза, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька — котенка. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть, не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите рядом с вами, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье — жить и радоваться жизни! Выключается музыка.
-А благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)
Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились вы!
— У каждого из вас своя жизнь. Кто заботится о вашей жизни? (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские). Никто и никогда не может навредить ребенку.
— Посмотрите на экран, там книга, очень важная.
Слайд — книга (Конвенция)
-Ребята, это книга вам уже знакома? (Да)
-Как она называется? («Конвенция о правах ребенка»).
-А что такое конвенция? (договор, соглашение)
— О чём нам может рассказать эта книга? (Из этой книги можно узнать о наших правах)
Давайте же узнаем, о каких правах детей здесь говориться. Пригласила человека, который знает права и законы. Его профессия называется юрист.
Приход героя-родителя юриста.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут…. Альфия Куантаевна. Я работаю юристом. Ребята, я хочу вам рассказать о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы узнаем о том, для чего нужны права. Именно права ребенка. Наша задача хорошо запомнить права ребенка и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
Сколько бы не было в мире детишек
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права важны и равны.
Взрослые, вы уважать их должны!
— А что же такое право? (Высказывания детей.)
Права — это правила поведения, с помощью которых наша Республика, взрослые люди заботятся о детях, делает все, чтобы детям хорошо жилось и было счастливое детство.
Ребята, у меня папке есть важный документ. Свидетельство о рождении.
— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.) В нем нет рисунков. А только написано мое Ф.И.О. Вот мое свидетельство о рождении. (Называете свою Ф.И.О.)
— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно! Анфиса
Мы должны называть друг друга по имени.
Игра «Шляпа знакомств» (проводит воспитатель)
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
-Молодцы. Ваше право на имя не нарушено.
Юрист: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Слайд — картинка семья.
Как вы думаете, о каком праве говорит эта картинка?
– Верно, право на семью.
-Что вы знаете об этом праве? (ответы детей)
(У каждого человека должны быть папа, мама). Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью! Алиса
Воспитатель: Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете?
Дети:
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Игра «ВЕРНО — НЕВЕРНО»
Отпрашиваться гулять у родителей и сообщать им, где находишься
Вежливо просить о помощи или игрушку у друга
Готовить обед самостоятельно
Бережно относится к имуществу
Забирать игрушку у друга
Уважать старших
Помогать в уборке дома (поливать цветы, протирать пыль)
Разбрасывать свои игрушки и просить маму их собрать
Слушаться воспитателя в д/с
Вертеться на занятии
Забирать игрушку у друга
Беречь природу.
Юрист: Ребята, посмотрите, что я вам принес. (Показывает школьные принадлежности).
-Что это? — Для чего они нам нужны?
-О каком праве школьные принадлежности нам расскажут? (Право на образование)
Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
— Где можно получить образование (В школе, в детском саду, в училище, в институте)
— Для чего надо учиться (Чтоб получить профессию)
Воспитатель: Право на образование. Но учатся не только в школе, но и в саду. Вы ведь о многом узнаёте на занятиях.
Сейчас я задам вам вопросы, а вы ответьте!
«Доскажи словечко»
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
Скажу я слово высоко.
А ты ответишь…( низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь.. .(пол).
Юрист: Посмотрите на экран. О каком праве картинка напоминает?
(О праве на дом.)
— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды! Егор
Воспитатель проводит игру «Рассели животных по их домам»
Юрист: Ребята, следующая картинка о каком праве говорит, как думаете?
Праве на медицинский уход
— Кто изображен на рисунке?
— Что он делает?
— О каком праве он тебе напоминает?
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Юрист: Ребята, следующая картинка о каком праве говорит, как думаете?
Отдых
Юрист: Надо отдыхать, вовремя ложиться спать, чтобы быть крепкими и здоровыми. Играть с друзьями, заниматься спортом, быть дружным…
Физминутка с детьми (музыкальная)
Воспитатель благодарит юриста.
Чтение стихотворения девочкой
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Юрист: Мне было очень приятно рассказать вам о правах ребенка. Теперь вы будете их знать. Но не только знать, но и соблюдать обязанности: хорошо вести себя, помогать родителям, дружными ребятами…. (Уходит юрист)
Игра « Цветок прав»
Дети выкладывают лепестки с наклеенными рисунками прав и закрепляют права.
Совместная работа «Нарисуем наши пальчики дружбы»
Дети прикладывают руку в пальчиковые сенсорные краски и выводят пальчики дружбы.
Закрепление ООУД
— С чем познакомились?
-Как называется книга о правах ребенка?
-Какие права вы запомнили?
-Кто приходил к нам в гости и познакомил с правами?
Фарида Наильевна Бугаева,
воспитатель
ГККП №16 ясли-сад «Лесная сказка»,
г. Уральск, ЗКО