Образовательная область: Познание
Разделы: Формирование элементарных математических представлений.
Цель: развитие логического мышления на основе использования специально созданных ситуаций.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить детей с палочками Кюзенера, как с игровым материалом,
учить детей конструировать из палочек Кюзенера по образцу.
Формировать пространственное представление (вверху, внизу, справа, слева, самая длинная, самая короткая).
Развивающая:
Развивать мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.
Воспитательные:
Воспитывать сопереживание, умение прийти на помощь друг другу, доводить начатое дело до конца.
Ход занятия:
1этап Мотивационно – побудительный
— Ребята сегодня, я получила письмо, но открыв, я нашла карту, что это за карта? (варианты ответов детей: — где спрятан клад)
— Вы хотите сказать, что нам с вами предлагают найти самый настоящий клад? (-да)
— Посмотрите, а к карте прилагается письмо, давайте-ка прочитаем, что в письме:
«Здравствуйте, всем кто найдет письмо и карту! Пишут вам пираты, которые потерпели кораблекрушение и если вы нам поможете то получите клад, который находится в Африке. Все, что было у нас на корабле, мы спрятали и составили карту, если вы будете следовать точно по курсу и преодолеете все препятствия на пути, то сможете найти наш клад. Удачи!!!»
— Ну что, ребята, отправляемся на поиски сокровищ? (- да)
— Посмотрите на карту, вы видите курс, по которому на надо следовать?
— Чем он обозначен? (серой пунктирной линией)
— Где начальная точка, откуда нам нужно двигаться? (показывают на карте)
— А где конечная остановка, куда нам нужно попасть? (показывают на карте)
2этап: Организационно – поисковый
— Как вы хорошо ориентируетесь в картах! Тогда вперед, на поиски клада! (беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до первой остановки)
— Ой, ребята, дальше линия прерывается, посмотрите, кто-то мешает нам двигаться дальше? (черепашка) Придется нам сделать остановку.
— Какая она грустная, невеселая…(предположения детей)
— Ребята, я знаю эту черепашку, ее зовут «Черепашка-Почемучка», у нее всегда много вопросов, а сердитая она, наверно потому, что никто не хочет ей ответить на ее вопросы. Пообщаемся с Черепашкой- «Почемучкой»? (-да)
1 Задание — «Вопросы и ответы»
1)Какое сейчас время года? (зима)
2)Назовите месяца зимы? (декабрь, январь, февраль)
3)Какое сегодня число и месяц?
4)назови дни недели? сколько дней в неделе? Қазақша?
5)какой сегодня день недели? Қазақша?
6)какой день недели был вчера? (позавчера)
7)какой день недели будет завтра? (послезавтра)
8)Назовите первый день недели? (понедельник) Қазақша? (Дүйсенбі)
9)Сколько выходных дней в неделе? Назовите их?
Предлагает посмотреть на карту, обращает внимание детей, что Черепашку улыбается и пропускает ребят, значит они могут двигаться дальше.
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до второй остановки)
— Посмотрите, у нас впереди опять препятствие…
— Дорогу преградил нам поезд, похоже он потерял все свои вагоны и не может двигаться дальше. Делаем остановку и поможем поезду? (-да)
2 задание «Весёлый поезд» — Составление числа из единиц и двух меньших чисел.
( Работа с палочками Кюизенера)
Предлагает сесть за столы:
— Давайте сделаем свои поезда. Вагоны – это наши счетные палочки, расположите их так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого (числовая лесенка)
Давайте посчитаем вагоны, начиная с самого маленького — белого ( считают)
— сколько вагонов? (10) (счет на 3-языках, обратный счет)
— каким по порядку стоит жёлтый вагон?(пятый)
— какого цвета вагон стоит 6-м? (фиолетовый)
— какой по порядку вагон стоит между красным и розовым? (третий)
— какой вагон левее голубого? (розовый)
— на сколько один вагон больше (меньше) рядом стоящего? (на 1)
-А теперь выложите числовой ряд.
Дает задание: Найти палочку «10», уточнить цвет и положить на стол перед собой. Спросить детей, сколько единиц в числе 10. Проверку осуществить выкладыванием десяти «единиц» (белых кубиков). Найти еще одну оранжевую палочку. Составить число 10 из двух меньших чисел.
— Как мы составили число 10? (Из девяти и одного…).
Обращает внимание на карту (дети встают из-за столов, подходят к карте):
— Посмотрите путь открыт! Отправляемся дальше.
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до третей остановки)
«Физкультминутка»
Выполняй пиратские команды!
Право руля: повернитесь направо;
Лево руля: повернитесь налево;
Лезем на мачту: имитируем влезание по канату на мачту.
— Стоп, а это кто у нас на пути?! (обезьянка)
— Обезьянка, предлагает нам поиграть в игру, поиграем?! (-да)
3 задание Игра «Соедини по точкам цифры.»
Здесь нужно в правильном порядке соединить точки (на каждой точке определенная цифра), чтобы получился контур картинки. Когда ребенок все сделает правильно, то увидит, какая картинка у него получилась.
4 задание
1)Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2)Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3)С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4)Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5)Есть четыре стороны —
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? ( Прямоугольник.)
А теперь мы из этих фигур сделаем цветочную поляну.
Заготовки у вас на столах.
Обращает внимание на карту:
— Посмотрите, обезьянке очень понравилось, как вы дружно играли и она дает нам дорогу!
(беру черный маркер и веду черным цветом по серой пунктирной линии до четвертой остановки)
— Ура! Мы добрались до сундука с сокровищами! (открываю картинку достаю «письмо»)
-Что это?
3 этап: Рефлексивно — корригирующий
— Ребята, вы и с пятым (последним) заданием отлично справились!!! Какие чудные цветы из геометрических фигур у нас получились! Посмотрите, а это что??? (обращает внимание на сундук) (Ура! Клад!)
Достает из сундука иллюстрацию «Лунтик и его друзья»:
— Так вот кто с нами решил поиграть в пиратов! (показывает ребятам)
Достает угощение для ребят и читает записку от Лунтика:
«Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете и умеете, нам очень понравилось с вами играть в пиратов, а это угощение для вас испекла бабушка Капа, до скорых встреч! Ваш Лунтик и его друзья»
Сейдалиева Гульнар Адайбековна,
воспитатель высшей категории,
Жамбылская область, город Тараз
ясли — сад №20