Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа — все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Таким образом, актуальность этой статьи обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Сегодня очень актуальным становится высказывание Д.Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» .
Мы можем потерять целое поколение ,если не начнем вести правильную политику по отношению чтения книг детьми. Поэтому предлагаю некоторые советы по организации правильного отношения к чтению книг:
Что нужно сделать, чтоб ребенок полюбил читать?
Во-первых, нужно научить ребенка любить книгу. Ошибаются те, кто считает, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. За чтением детей должны следить учителя, библиотекарь, но и роль родителей в этом деле велика, только совместные усилия библиотекаря, учителя и родителей помогут повлиять на правильное развитие детского чтения.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попали книги, предназначенные для их возраста. Нужно обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, о труде, о музыке, стихи. Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. На вопрос: «Почему, ребята, вы не любите читать?» — отвечают, что первые самостоятельные книжки были скучными, не интересными. Поэтому надо быть особенно внимательным к подбору первых книг. Книги должны быть с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами – все это вызывает у детей интерес к книге. Воспитание любви к книге приходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, говорят о книгах.
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребенок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. Важны вопросы о прочитанном (контроль чтения ребенка: всю ли книгу прочитал, все ли понял).
Учащимся 3-4 классов можно предложить написать отзывы о прочитанной книге: (О ком или о чем книга? Что понравилось в книге? Кто понравился из героев и почему? Указывается автор и название книги). Наиболее правильным считается чтение вслух.
Чтение вслух – полезная тренировка для детей: у них вырабатывается выразительное, четкое, громкое чтение. Продолжительность чтения 20-25 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. Очень важно, когда дети делятся впечатлениями о книге. Но если возникает спор, то на помощь приходит библиотекарь и помогает в тактичной форме разобраться в прочитанном. Ребят необходимо приучать беречь книгу. Проводить рейды по сохранности учебников (выявлять нарушителей). Предусмотреть соревнования, смотры и конкурсы на лучшую сохранность учебников, на самый читающий класс. В «Книжной больничке» дети своими руками должны приводить в порядок любимые книги, спасать их от преждевременной дряхлости.
Резервы обучения чтению.
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
- Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок- будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.
- Чтение перед сном.
Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
- Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения — это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Рекомендации над техникой чтения в начальных классах:
1.В детях надо пробуждать любовь к чтению.
2.Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
3.В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.
4.Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
5.Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
6.Почему необходимо больше читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению — залог высокой техники чтения.
7.Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
8.Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
9.Чаще надо проводить выборочное чтение.
10.Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
11.Инсценирование стихов, рассказов ,сказок детских писателей
12.Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.
Итак, уважаемые коллеги, если мы будем использовать хотя бы часть рекомендуемого материала, то, надеюсь, наши подопечные не растеряют читательского интереса к книгам!
Литература
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
- Национальный отчет об итогах международного исследования PISA-2009 в Казахстане.
- Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников. Методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013 г.
- Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы. Методическое пособие. – Астана: НЦОСО, 2013. – 175 стр.
- Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. – М.: Ментор, — 2007. — № 1.
Утегенова Зауреш Кайроллиновна,
директор
ГУ «Жетекшинской средней общеобразовательной школы г. Павлодара»,
учитель русского языка и литературы.