Описание работы:
План – конспект урока разработан в рамках раздела «Интерьер жилого дома», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 6 класса.
Класс 6 раздел Интерьер жилого дома
Цель: ознакомить учащихся с историей ковровых изделий, показать применение, освоить приемы вышивки тамбурным швом элементов настенного ковра -түскиіз.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания тамбурным швом;
Развивающая: развивать логическое мышление и творчество.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания, шаблон.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока: 40 минут.
Ход урока:
- Организационно-подготовительный этап.
— приветствие;
— назначение дежурных;
— выявление отсутствующих на уроке;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу.
- Изучение нового материала.
1.В прошлом ковровые изделия занимали важное место в быту казахов. «Укочевников ковер не прихоть, а необходимость, -писал известный этнограф А.А.Б оголюбов, без которого ни богатый, ни бедный обойтись не может».
Основным материалом для изготовления войлочных ковров была шерсть.Широко распростронены были войлочные ковры-текемет.
СЛАЙД 1
войлочные ковры с аппликациями-сырмак,менее распростроненные тканевые ковры.
Материалом для производства безворсовых ковров (тақыр кілем) служила шерсть овец весенней стрижки. Для ткачества безворсовых ковров характерен простейший вид переплетений, при котором каждая нить утка переплетается с нитью основы.
Ворсовый ковер-түкті кілем. Ворсовый ковер предстовляет собой комбинированное переплетение трех нитей: двухслойной основы, нитей утка, которая создает каркас ковра, и многоцветных ворсовых нитей, создающий орнаментальный рисунок.
Сырмаки и текеметы-это постилочные войлочные ковры. Богатые войлочные ковры. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями ,инкрустацией и вышивкой, назывались тускииз(тұскиіз) СЛАЙД 2 Их делали из бархата, шелка, сукна, хлобчатобумажных тканей. В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают крупные медальоны, розетки, гирлянды, цветы, бутоны, павлиньи перья.Цвета и оттенки самые различные: алые, малиновые, оранжевые, желтые, голубые, белые. Настенные коврывышивались нитками мулине, реже –шелковыми.
В старину бытовала вышивка парчовой нитью. Парчовые тускиизы были предметами быта богатых семей.
Все эти изделия были не только предметами первой необходимости в быту, но и украшали жизнь человека, ибо мастер, создавая их, воплощал в них свои мечты, идеалы, свое понимание прекрасного.
Разминка -Заводные человечки слайд 3
__ Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку номеров, их обозначающих.
___Для игровой тренировки называем числа то в обратном порядке, то вразбивку. Дети, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.
___Когда ученики запомнили последовательность поз, можно внести следующее усложнение — словесный счет заменить хлопками ведущего. Хлопок — это сигнал для смены позы, а на какую именно — вспоминает каждый из участвующих сам.
___Темп хлопков может то убыстрять, то замедлять. Очень быстрый темп упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный — скучным.
Кесте (вышивка)-один из очень распространенных и любимых видов казахского прикладного искусства в прошлом и настоящем.
Существуют три виданациональной вышивки:
біз кесте-такмбурный шов
баспа -гладьевый шов
кенебе-аналогичная русской вышивке « крестиком» слайд 4
Практическая работа:
- Практическая работа.
Вышивка тамбурным швом элементов настенного ковра –тұскиіз
Слайд 5-7
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
— хранить ножницы в футляре;
— на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
— во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
— передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
— хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
— не оставлять их на рабочем месте;
— ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
— не вкалывать их в одежду;
— перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
— не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
— куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
Последовательность работы:
1 На лоскутке 20*20см обвести шаблон национального орнамента.
2 Вышить элементы орнамента тамбурным швом.
3 Выполнить влажно-тепловую обработку готовой вышивки.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 133-134,
- Подведение итогов урока.
— Виды ковровых изделий?
— Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились на данном занятии?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.
Напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходил плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии – физкультминутка.
Аюпова Зухра Марипжановна,
общеобразовательная школа
с детским мини-центром №29,
Алматинская область
Талгарский район, село Бесагаш