Home » Развивающий цикл » Ковровые изделия в быту казахского народа

Ковровые изделия в быту казахского народа

Описание работы:

План – конспект урока разработан в рамках раздела «Интерьер жилого дома», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 6 класса.

Класс 6 раздел Интерьер жилого дома

Цель: ознакомить учащихся с историей ковровых изделий, показать применение, освоить приемы вышивки тамбурным швом элементов настенного ковра -түскиіз.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания тамбурным швом;

Развивающая: развивать логическое мышление и творчество.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания, шаблон.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 40 минут.

Ход урока:

  1. Организационно-подготовительный этап.

— приветствие;

— назначение дежурных;

— выявление отсутствующих на уроке;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу.

  1. Изучение нового материала.

1.В прошлом ковровые изделия занимали важное место в быту казахов. «Укочевников ковер не прихоть, а необходимость, -писал известный этнограф А.А.Б оголюбов, без которого ни богатый, ни бедный обойтись не может».

Основным материалом для изготовления войлочных ковров была шерсть.Широко распростронены были войлочные ковры-текемет.

СЛАЙД 1

войлочные ковры с аппликациями-сырмак,менее распростроненные тканевые ковры.

Материалом для производства безворсовых ковров (тақыр кілем) служила шерсть овец весенней стрижки. Для ткачества безворсовых ковров характерен простейший вид переплетений, при котором каждая нить утка переплетается с нитью основы.

Ворсовый ковер-түкті кілем. Ворсовый ковер предстовляет собой комбинированное переплетение трех нитей: двухслойной основы, нитей утка, которая создает каркас ковра, и многоцветных ворсовых нитей, создающий орнаментальный рисунок.

Сырмаки и текеметы-это постилочные войлочные ковры. Богатые войлочные ковры. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями ,инкрустацией и вышивкой, назывались тускииз(тұскиіз) СЛАЙД 2 Их делали из бархата, шелка, сукна, хлобчатобумажных тканей. В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают крупные медальоны, розетки, гирлянды, цветы, бутоны, павлиньи перья.Цвета и оттенки самые различные: алые, малиновые, оранжевые, желтые, голубые, белые. Настенные коврывышивались нитками мулине, реже –шелковыми.

В старину бытовала вышивка парчовой нитью. Парчовые тускиизы были предметами быта богатых семей.

Все эти изделия были не только предметами первой необходимости в быту, но и украшали жизнь человека, ибо мастер, создавая их, воплощал в них свои мечты, идеалы, свое понимание прекрасного.

Разминка -Заводные человечки слайд 3

__ Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку номеров, их обозначающих.

___Для игровой тренировки называем числа то в обратном порядке, то вразбивку. Дети, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.

___Когда ученики запомнили последовательность поз, можно внести следующее усложнение — словесный счет заменить хлопками ведущего. Хлопок — это сигнал для смены позы, а на какую именно — вспоминает каждый из участвующих сам.

___Темп хлопков может то убыстрять, то замедлять. Очень быстрый темп упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный — скучным.

Кесте (вышивка)-один из очень распространенных и любимых видов казахского прикладного искусства в прошлом и настоящем.

Существуют три виданациональной вышивки:

біз кесте-такмбурный шов

баспа -гладьевый шов

кенебе-аналогичная русской вышивке « крестиком» слайд 4

Практическая работа:

  1. Практическая работа.

Вышивка тамбурным швом элементов настенного ковра –тұскиіз

Слайд 5-7

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

— хранить ножницы в футляре;

— на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

— во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

— передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

— хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

— не оставлять их на рабочем месте;

— ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

— не вкалывать их в одежду;

— перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

— не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

— куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Последовательность работы:

1 На лоскутке 20*20см обвести шаблон национального орнамента.

2 Вышить элементы орнамента тамбурным швом.

3 Выполнить влажно-тепловую обработку готовой вышивки.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

  1. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 133-134,

  1. Подведение итогов урока.

— Виды ковровых изделий?

— Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились на данном занятии?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходил плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии – физкультминутка.

 

Аюпова Зухра Марипжановна,

общеобразовательная школа

с детским мини-центром №29,

Алматинская область

Талгарский район, село Бесагаш

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*