Современный руководитель должен уметь принимать ответственные решения, обладать своим «почерком», потому требования к его профессиональной подготовке постоянно возрастают.
О необходимости таковой речь шла на занятии Школы резерва руководящих кадров «Руководитель: менеджер-лидер». В основе школы — семинары, круглые столы, тренинги. Слушатели — молодые педагоги, обладающие лидерскими качествами.
— Лидер обязан не столько командовать, сколько умело вести
за собой и вдохновлять учителей, научиться видеть цели, перспективы, — считает Рамазан Раисов, директор СШ №10 г. Костаная, на базе которой прошло занятие «Школы резерва». — Для формирования запаса управленческих работников, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — одним из важнейших направлений в работе с резервом является организация подготовки их к должности.
Имея за плечами богатый опыт управленческой деятельности, Рамазан Елеусизович представил слушателям основные идеи в своей работе с позиции современного менеджера.
Как управлять школой в рамках внедрения программы обновленного со-держания образования? Какие основы менеджмента использует в своей практике директор, школа которого входит в тридцатку пилотных учреждений образования Казахстана?
— Тон в коллективе всегда задает первый руководитель! Когда он сформирует вокруг себя команду, только тогда достигнет поставленных целей и задач, — обратился к будущим руководителям Раисов. — Говорить о директоре должны, как о человеке осведомленном.
А дальше слушатели записывали выступление Рамазана Елеусизовича тезисно, поскольку ценные мысли были доступны и понятны всем.
— Главное — изменить стереотипное мышление учителей. Каждую школу можно оценить через урок, а не через систему рейтингов.
— Нормативная база для руководителя — это фундамент. С одной стороны, следует опираться на нормативно-правовые документы, а с другой — увидеть собственно школу, урок, учителей.
— Будущее за директором-менеджером, человеком, который умеет работать с коллективом.
— Главная проблема в работе директора — суметь привлечь квалифицированные кадры. Надо быть реалистами — не стоит давать задания тем сотрудникам, которые с ним не справятся априори.
— Умейте создать в коллективе творческую атмосферу.
— Всегда существуют проблемы двух видов: объективные и субъективные. Не надо совершать революций в педагогическом коллективе. Вся история человечества — это войны и революции, но на самом деле, существует масса параллелей, их лишь нужно увидеть и взять на вооружение.
— Функциональная грамотность ученика — задача номер один для учителя и для школы в целом. Мир быстро меняется, и мы должны быть готовы донести до молодого поколения информацию о глобальных вызовах.
— Основной капитал — люди. Человек работает с человеком!
— Учитель — благородная профессия. С ним не надо действовать методом нажима. Учителю надо объяснять, показывать, рассказывать. Руководитель просто обязан в силу профессиональных полномочий уметь создать эмоционально-спокойную атмосферу в коллективе.
— Очень важна обратная связь — это возможность держать руку на пульсе.
— Доверительная беседа директора с учителем всегда подскажет нужную тактику.
— Анкетирование учителей и учеников — обязательно! Работать руководителю с учительским коллективом нужно практически. Цените тех людей, которые рядом с вами.
— Открытость и доверительные отношения — важные условия. Если, к примеру, завуч идет на урок к молодому педагогу, надо определить критерии его оценки, спонтанность тут ни к чему. В работе они должны определенно быть, иначе «плавать» будете вы и ваши люди.
— Все, что пишите, должно работать! Всегда должны быть четкие, не размытые критерии, проблемы надо знать «в лицо».
— Соизмеряйте свои возможности. Когда перспективу видит учитель, тогда и ученик способен оценить идею.
Слушатели отметили важность рассмотренных тем, активно обсуждали проблемы, делились своим опытом, получили ответы на интересующие их вопросы. В частности, на коучинге «Определение профессионального потенциала руководителей и учителей». Разделившись на группы, участники предлагали конструктивные идеи совершенствования способов педагогической деятельности, говорили о формировании системы ценностных ориентиров в коллективе учителей, приняли активное участие в тренинге «Деловой этикет современного управленца через призму коммуникативных навыков», который провела руководитель Школы скорочтения и развития интеллекта «Уникум» Шолпан Нурканова.
По словам руководителя методкабинета дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области Татьяны Набатниковой, по инициативе которого была организована Школа резерва руководящих кадров, портрет современного директора школы — это, прежде всего, адекватная личностная и профессиональная самооценка, и, конечно же, деловая профессиональная направленность. Эти качества помогут руководителю быть успешным в современных условиях, адекватно принимать решения и отвечать за результаты своей деятельности.
Оксана ЛУКАШ,
завсектором информационного сопровождения отдела ИЭД и ОСО
методкабинета дошкольного и общего среднего образования УО АКО