Home » Учебно-методические материалы » Конструктивистский подход для развития конструктивного и смыслового характера практической деятельности в обучении

Конструктивистский подход для развития конструктивного и смыслового характера практической деятельности в обучении

 АННОТАЦИЯ

Данная статья обусловлена важнейшей ролью конструктивистского подхода в образовании, который раскрывает развитие критического мышления и применений методов активного обучения в процессе освоения новых знаний. Приводятся сравнения конструктивистского подхода в обучении с традиционной формой обучения и особенности ее внедрения.

Ключевые слова: конструктивистский подход, критическое мышление, активное обучение.

ABSTRACT

This article caused a major role constructivist approach to education, which reveals the development of critical thinking and application of active learning in the development of new knowledge. The comparison of the constructivist approach to learning with the traditional form of learning and especially its implementation.

Keywords: constructivist approach, critical thinking, active learning.

Процесс образование осуществляется в интересах личности и общества, при этом оно отвечает не только актуальному, но и потенциальному состоянию развития личности и общества. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода любого развитого государства. Поэтому в современных условиях приоритетным является решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

Новые цели образования – формирование у личности профессиональной компетентности определяют новые стратегии. К их числу мы относим конструктивистский подход к формированию конструктивного и смыслового характера практической деятельности в обучении и критического мышления учащихся.

Основу конструктивистской теории обучения составляют (Джамбатиста Вико, основоположник конструктивизма в начале XVIII в.): основанная на практике и ориентированного обучении на осмысленную деятельность теории прагматизма Дж. Дьюи; идеи теории обучения Ж. Пиаже, выявляющие принципы самостоятельной учёбы детей и конструирования знаний в среде. Все они изменили точку зрения на педагогическое взаимодействие с обучающимися, выявили новые роли педагога и детей.

Педагог в условиях конструктивного обучения становится стратегом оптимизации самостоятельной деятельности детей и умело использует приобретённый им опыт. Конструктивистский подход в обучении отличается от традиционной формы обучения тем, что конструктивное развитие личности включает расширение активности учащихся, часть ответственности переносится с преподавателя на обучающихся, подключает обучающихся в организацию учебного процесса увеличивает их веру в свои силы.

В традиционной форме образования знания передавалось обучаемому в готовом виде, а задачи конструктивистского подхода в обучении учить новому мышлению, методам познания и самоорганизаций:

Я-самоизучение -самовоспитание -самообучение- самоутверждение — саморазвитие — самопознание — самореализация.

Важным условием для обоснованного конструктивистского подхода в обучении является отказ от роли традиционного преподавателя как учёного и его изменение на роль преподавателя – педагога, постоянно конструктивно взаимодействующего с обучающимися. Применение конструктивистской теории связано и с позитивной настроенностью преподавателей на развитие критического мышления обучающихся, создавая для них возможности включиться в активное обучение.

С педагогической точки зрения конструктивистский подход, так же как и личностно-ориентированный, может создавать условия для развития личности, признавая, что личность обучающегося является основной фигурой педагогического процесса. Если личностно-ориентированный подход формирует ценности и смыслы личности более широкого плана: смыслы жизни, образования, выполнения деятельности, то  конструктивистский подход позволяет развиваться не только личностным смыслам, но и смыслам предметных областей.

Каждый урок в конструктивном обучении заранее проектируется учителем. Например, объяснение темы виды треугольников. Преподаватель ставит вопрос к теме, чтобы определить, что они знают о треугольниках, что будут делать, и как будут поступать, различая особенности им знакомых треугольников, и к каким выводам они придут. Обучающиеся будут заняты поиском, и это приводит к определению видов и свойств треугольников, что и в целом приводит к осмыслению темы.

Сущность конструктивного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности обучающегося, приводящей к саморазвитию творческого потенциала личности обучающегося.

Сферой конструктивистского подхода являются нелинейные влияния образовательной среды, формирующей творческую индивидуальность человека с учетом его психофизических и личностных ресурсов, позволяющих реализовать себя в познании нового. Такая деятельность влияет, прежде всего, на познавательную сферу личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается познавательное отношение к учебному материалу.

Перед преподавателем будущего ставятся такие задачи как

– раскрыть возможности каждого человека, научить его конструктивно мыслить и конструктивно решать проблемы и при этом непрерывно совершенствоваться самому в плане тех же конструктивных навыков.

Обучение, с точки зрения конструктивистской перспективы, не является феноменом «стимул –реакция». Оно требует саморегуляции и формирования концептуальных структур через размышление и абстракцию. Проблемы не решаются поиском механически заученных «правильных» ответов. Чтобы решить проблему разумно, сперва нужно взглянуть на нее как на свою собственную. Стремление достичь желаемого результата, благодаря приложенным усилиям, есть наиболее надежная форма мотивации. Искать и находить путь к цели приносит несравнимо больше удовольствия и удовлетворения, чем услышать, что был дан правильный ответ. В связи с этим само собой разумеется, что деятельность преподавателя может быть чрезвычайно эффективна в координации внимания учащихся.

 

Литература

  1. Борисенков Е.В., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. М.: Изд-во ООО «Педагогика»,

2006 – 464 с.

  1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. – 336 с.
  2. Дудко В.А. Критерии конструктивного развития личности // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 1. С. 94–101.
  3. Мажикеев Т.М. Инновационные процессы в методической работе и в управлении школой/ Т.М. Мажикеев, С.Ж. Тауирбекова. — Алматы, 200.

5.Рассел К., Картер Ф. Математические задачи на логику, смекалку и воображение; пер. с англ. – Минск: «Попурри», 2011.

  1. Эрнст фон Глазерсфельд, Конструктивистский подход к обучению.

2009г., с 58

7.Шаталова Н.П. Конструктивное творчество как процесс полезной деятельности / Н. П. Шаталова // Актуальные проблемы высшей школы: материалы научно –практической конференции / сост. С.А. Аржанова, Н.Д.Жидкова; науч. ред. Д.А.Галай, Н.Д.Жидкова. Куйбышев, 2004.

С. 12-14.

  1. Иванов, Р.М. Образовательные ресурсы / Р.М. Иванов, Б.С. Тернер – М: изд-во Акунь, 2007. – 405 с.
  2. Сидоров, В.Г. Среда образования / В.Г. Сидоров. – М.: Наука, 1994.

 – 201 с.

Ауэлбекова ГавхарУмурбековна,

заместитель директора по воспитательной работе КГУ ОШ №102

г. Алматы, Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*