Home » статьи » Кружок как одна из форм внеклассной работы

Кружок как одна из форм внеклассной работы

Развитие творческих способностей, творческой (инновационной) деятельности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Это неизбежно раздвигает рамки урока. Обучение в иных формах продолжается за его пределами.

Среди разнообразных форм внеклассной работы кружок по праву занимает ведущее положение.

Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся определенным направлением. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек и не более 20-ти.

Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята углубляют знания и умения по интересующему их делу и применяют их в общественно полезном труде в школе и дома. Воспитанию в каждом ученике творца (новатора) способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.

Ребёнок, посещая кружки, постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия.

Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль кружковой работы для детей.

Работа в кружке формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности.

Направления кружков самые разнообразные: историко-краеведческий, археологический, вокальный, хореографический, художественного творчества, технического творчества, экологический, туристический, театральный и т.д.

Кружковая работа направлена на помощь в приобретении школьниками навыков 21-го века: критического мышления, создания и проектирования, командной работы, коммуникации, решения задач, исследования, практических навыков, генерации идей. Обеспечивается развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, а также понимания ими смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира. Например, ученику предоставляется возможность самостоятельно исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснить принципы работы и характеристики приборов и устройств.

Задача популяризации инженерных профессий, необходимость мотивации подростков к интеллектуальному развитию и формированию инженерного мышления, научно-техническому творчеству, рукомеслу и эффективному личностному и профессиональному самоопределению является крайне актуальной. Важно привлекать детей к инновационному творчеству начиная с раннего возраста, закладывать основы инженерного мышления, создавать условия для реализации идей и задумок.

Основными образовательными направлениями являются следующие: занимательное и/или углубленное изучение физики, математики и других дисциплин 10 естественно-научного цикла, инженерная графика, информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и предметное погружение, прототипирование, нано-технологии, основы электротехники и мехатроники и другие (в зависимости от конкретных задач образовательной организации).

Начальное техническое моделирование — первая ступенька в занятиях детей техническим творчеством. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки.

Дети, посещающие кружки в ГККП «Школа технического творчества акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная», приобретают умение работать руками. В каждом кружке – авиамодельном, судомодельном, автомодельном, робототехническом – они собственноручно собирают свои модели, строят схемы, подбирают детали. Эти дети по сути готовые инженеры, ведь им приходится работать с различными инструментами. Мало кто может в наше время сказать, что умеет пользоваться отверткой.

При организации внеклассной работы по развитию инновационной творческой деятельности учащихся (кружка технического творчества) ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части. Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке дерева и металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо, читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.

Активностью учащихся можно управлять надёжно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении. Непременным условием развития активности учащихся в научно-техническом творчестве является наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности этих энтузиастов. Новые программы технических кружков представляют широкие возможности для повышения действенности воспитания во внеклассной работе учащихся, для дальнейшего развития технического творчества.

Туковая М.Т.

Кафедра ППСОП

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»

 ИПК ПР по Костанайской области»

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*