Цель и задачи урока:
— показать на конкретных примерах, что XIX век вошел в историю как золотой век русской культуры, для которого были характерны взаимообогащение и тесная взаимосвязь разных областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры;
— воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели; умение работать в группе
— формировать интерес к мировой литературе и культуре
Методы: Словесно — иллюстративный, видеометод, игровой, кластер, групповая и индивидуальная работа, элементы критического мышления.
Вид урока: интегрированный
Форма проведения: Интерактивная, игровая, ИКТ.
Использование ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиоматериал, раздаточный материал
Использование программ: Microsoft PowerPoint
Ход урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Объяснение нового материала (10 мин.)
План:
- Общие тенденции развития культуры России в XIX в.
- Литература России XIX в. Основные художественные направления.
- Живопись России XIX в.
- Музыка России XIX в.
- XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.
Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований.
Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Высшее училище правоведения, Технологический, Межевой, Строительный институты, Лазаревский институт восточных языков.
Продолжала развиваться наука. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевклидову геометрию». Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине (Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг, Н.И. Пирогов и др.). Мировое значение имели географические открытия: кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806), открытие Антарктиды М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном (1819) и др. Огромный интерес к русской истории вызвало создание Общества истории и древностей при Московском университете (1804). К этому периоду относятся работы историков Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, а с конца 40-х гг. XIX в. — СМ. Соловьева.
Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры — Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.
- XIX в. по праву называют «золотым веком» российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. В литературе на смену сентиментализму приходят новые литературно-художественные направления.
— Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Представители: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин.
— Литературные произведения в духе романтизма возвышены, проникнуты чувствами, переживаниями, в центр мироздания ставится человек. Писателей-романтиков особенно привлекают исключительные люди, гении, борцы за справедливость, герои. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Представители: В. Жуковский, Е. Баратынский, К. Батюшков, М. Лермонтов.
— Реализм — представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности. Реализм впервые в истории мирового искусства стал объяснять человека в его целостности с конкретными условиями социальной среды и особенностями исторической эпохи. Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.
Представители: А. Пушкин, Н. Гоголь, И. Гончаров, А. Герцен.
- После войны 1812 г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Академия художеств стала к этому времени консервативным учреждением, в творчестве «академиков» преобладало изображение библейских и религиозных сюжетов (Александр Андреевич Иванов). Преодолеть узкие рамки «академизма» стремились художники в жанре портретизма (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов.) и создатели бытового жанра в русской живописи (А.Г. Венецианов, П.А. Федотов). Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете и пейзажной живописи.
Особую популярность приобрел исторический жанр (Брюллов, Ге, Суриков), пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы.
Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления — «бунт тринадцати». В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской.
В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна), русской природе, историческим полотнам.
- В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. («Жизнь за царя»-«Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»). Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем.
В конце 50-х-начале 60-х годов 19 в. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество русских композиторов Новая русская музыкальная школа, получившая название «Могучая кучка» или Бала́киревский кружок. Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».
Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в.
Вторая половина XIX в. – время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» петербургском балетмейстером М.И. Петипа.
3. Закрепление нового материала. (20 мин)
- Составление кластера по направлениям: литература, живопись, музыка
- Интеллектуальная викторина «Культура России»
1 тур. Литература.
Определите автора и произведение отрывка:
1.«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
2.Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика.
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
(М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
- «Через несколько мгновений поднимаю их — и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный, как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. Валлах! Это правда, истинная правда! До поздней ночи я сидел в своем овраге».
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»?
(И.С. Тургенев «Русский язык»)
- «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд».
(Н.В. Гоголь «Ревизор»)
- «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».
(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание)
- «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
(А.П. Чехов «Человек в футляре»)
2 тур. Живопись.
Назовите автора произведения:
- Историческая живопись:
— Брюлов «Последний день Помпеи»
— Суриков «Утро стрелецкой казни»
- Портретная живопись:
— Крамской «Незнакомка»
— Венецианов «Портрет крестьянки»
- Бытовой жанр:
— Федотов «Сватовство майора»
— Репин «Бурлаки на Волге»
- Пейзажная живопись:
— Шишкин «Утро в сосновом бору»
— Левитан «Март»
- Тур. Музыка.
Назовите композитора, прозвучавшего отрывка.
— М.Глинка («Арагонская хото»)
— П. Чайковский («Вальс цветов»)
— Алябьев («Соловей»)
-Глинка (вальс из оперы «Иван Сусанин»)
-П. Чайковский («Русский танец» из балета «Лебединое озеро»
- Рефлексия. (10 мин)
Командам предлагается составить краткий рассказ о культуре России XIX в.
- Оценивание (3 мин)
Джантасова Римма Утаргалиевна,
преподаватель русского языка и литературы
ТОО Прикаспийский колледж «Болашак»
г. Актау, Мангистауская область
Сумская Вера Павловна
преподаватель социо-гуманитарных дисциплин
ТОО «Прикаспийский колледж «Болашак»
г. Актау, Мангистауская область