Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при изучении иностранных языков в Вузах, и пути их преодоления. Эффективным способом является использование дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам. Подобный подход помогает создать оптимальные условия для достижения наилучших результатов.
Ключевые слова: дифференцированный подход, обучение иностранным языкам, дидактические приемы.
Summary. In the article the main problems of teaching foreign languages in Institutions of higher education are described, as well as the ways to overcome them. An effective way is to use differentiated approach to teaching foreign languages. Such an approach helps to create optimal conditions to achieve the best results.
Key words: differentiated approach, teaching foreign languages, didactic techniques.
Современный динамично меняющийся мир предъявляет все новые требования к выпускнику высшего учебного заведения. Обучение в университете предполагает не только получения прочных теоретических знаний и практических навыков в выбранной специальности, но и изучение гуманитарных дисциплин, таких как мировая и отечественная история, социология, философия. Неотъемлемой частью высшего образования является изучение иностранных языков, в том числе на младших курсах нелингвистических специальностей.
Цель и задачи преподавания иностранных языков в ВУЗе отличны от цели и задач школьного курса. Помимо способности выражать свои мысли на иностранном языке, понимать звучащую иноязычную речь и письменный текст, студент должен научиться пользоваться иностранным языком для получения дополнительной информации по избранной специальности, а также участвовать в общении с носителями языка по профилю вуза. Однако уже на первых занятиях преподаватель сталкивается с серьезной проблемой – различной степенью владения студентами иностранным языком. Зачастую в одной учебной группе есть студенты, способные бегло говорить на иностранном языке, читать и понимать даже сложные тексты, писать эссе, и студенты, которые испытывают трудности даже при составлении рассказа о себе.
Причины подобной ситуации:
1) индивидуальные способности студентов к обучению иностранным языкам;
2) уровень преподавания иностранных языков в школе;
3) индивидуальные особенности личности.
Самым эффективным путем организации работы в подобных группах является дифференцированный подход и индивидуализация обучения иностранным языкам.
Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей студентов и уровня сформированности речевых навыков и умений. Известно, что способности к изучению иностранного языка не одинаковы:
одним язык дается легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться студентами по-разному:
одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию. Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.
Дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и страха при ответах у слабых студентов, а сильным студентам дает возможность проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.
Дифференцированный подход в обучении теснейшим образом связан с индивидуализацией обучения, т.е. с учетом интересов, склонностей студентов; их мировоззрения; их статуса в коллективе (популярности среди сокурсников, симпатий для нахождения речевых партнеров, лидерских качеств и способности эффективно работать в команде).
Однако использование дифференцированного подхода таит в себе значительный недостаток, без преодоления которого невозможно эффективное обучение иностранному языку. Создается парадоксальное положение, при котором более сильные студенты, которые быстро работают благодаря своим способностям, получают дополнительные задания, в то время как слабые выполняют облегченные задания в меньшем количестве. Такая организация работы приводит к затормаживанию в повышении уровня знаний и тех и других.
Проблема ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только во взаимосвязями с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.
Для осуществления этой цели можно предложить следующие организационные приемы:
- при презентации нового грамматического материала правило выводят студенты со слабой способностью к общению функциональных признаков грамматического явления;
- целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических правильно подобранная опора поможет слабому студенту осознать новое грамматическое явление, при усвоении лексики поможет догадаться о значении слова, при обучении монологическому высказыванию — изложить мысли;
- очередность опроса. Слабые выигрывают тем, что получают образец – правильный ответ сильных студентов.
- варьирование времени на подготовку ответа: слабые получают тройную порцию времени;
- использование упрощенных заданий, главным образом, в домашних заданиях.
Особую ценность в рамках дифференцированного подхода имеет работа в группах.
С одной стороны, организация такой работы требует от преподавателя максимальной подготовки и контроля, как скрытого так и прямого. С другой стороны, при правильной организации групповая работа крайне продуктивна.
Объединение в группы (и пары) может производиться на основании личных симпатиях студентов или уровня их подготовки. Часто наиболее эффективной становится работа сильного и слабого студента в одной группе. Это не только гарантирует успешную работу, но и позволяет слабому учиться у сильному, а сильному дополнительно повторить усвоенное в ходе объяснения сложных моментов партнеру. Преподаватель в это время должен осуществлять ненавязчивый контроль за работой каждого, избегая ситуации, когда сильный студент выполняет задание за двоих. Зачастую слабый студент усваивает материал лучше, работая с сокурсником, так как исчезает страх задать «глупый» вопрос преподавателю.
Таким образом, дифференцированное обучение является эффективным способом преодоления многих проблем, возникающих при обучении иностранному языку студентов младших курсов неязыковых специальностей. Данный подход учитывает уровень владения языком, интересы и склонности студентов, их мировоззрение и статус в коллективе. Работа в парах и группах позволяет снять напряжение и создать комфортную атмосферу для изучения языка.
Литература
- Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.-С. 28-30.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе – № 2, 3 – 2000 г.
- Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.\ гл. ред. В. В. Давыдов, – 1993. – Т. 1. – 608с.
Касымбекова Н.А.
ОСШ № 23 имени А. Бокейханова
Очень полезная статья, хотелось бы чтобы такой подход использовали как в вузе так и Школе.
Нужно внедрить во всех школах обновленную программу с дифференцированным методом обучения. Побольше таких статей.
Хорошая статья