Цели урока:
- формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
- учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
- текст «Заячьи лапы»,
- тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями,
- компьютерная презентация урока.
Ход урока
- Оргмомент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час.
Проверка готовности к уроку.
–Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем успехов в получении знаний. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)
Чтение мы очень любим,
Обещаем не болтать.
Раскрыть характер персонажей,
Идею автора понять.
И выразительно читать!
— Какие задачи поставлены на урок?
— Кто сумеет их пояснить подробнее?
- Дыхательная гимнастика.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.
— О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом — выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
- Речевая разминка.
На экране пословица: (слайд №3)
Кто много читает,
Тот много знает.
— Прочитайте пословицу про себя.
— Прочитайте пословицу тихо.
— Прочитайте пословицу громко
— Прочитайте с восклицательной интонацией.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.
На экране буквосочетания: (слайд №4)
- панкрот
- тнеицап
- мергле
- акту
- раниретев
- уитнс
— Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их
Слова читаются наоборот и на экране появляются слова
- Пациент
- ветеринар
— Подберите к ним синонимы.
- Проверка домашнего задания.
1) — Что было задано на дом?
а) выразительно читать рассказ;
б) озаглавить части текста;
в) продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?
— Что значит озаглавить части текста?
— Как вы озаглавили части текста?
(Варианты заголовков высвечиваются на экране) (слайд №5)
- Ваня у ветеринара.
- Карл Петрович вылечил зайца.
- Лесной пожар
Что у нас получилось? (план)
— Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?
— Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности? (перенести пункт 3 на1)
2) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)
Перед чтением ставится задание:
— передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.
В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?
— Почему устали дед и заяц? — А от чего устали мы?
- Физкультминутка.
- Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)
— А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части)
К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
— А вы не лайтесь, это заяц особенны, — хриплым шёпотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.
— От чего лечить-то?
— Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой
— Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?
— Что можно сказать о ветеринаре?
(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)
— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
— Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
— Не умрёть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.
— Что можете сказать о ней?
(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
— Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.
Заяц молчал.
— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?
Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
— Каким вы представляете Ваню?
(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)
— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)
— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.
— Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)
Работа в парах.
— Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?
(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
— Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)
Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)
- 1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
- 2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге?
- 3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем со слов «:Карл Петрович:»
Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.
(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
— Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)
— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
— А как бы поступили вы?
Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
— Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.
- Итог урока.
— Чему учились на уроке?
— Что нового и интересного узнали?
— Какая работа понравилась?
— Какие выводы для себя сделали?
— А какое настроение получили?
-Чтение — это лучшее учение в любом возрасте!
Урок окончен. Спасибо!
Валуйская Галина Васильевна,
учитель начальных классов,
КГУ «СОШ №23»,
г.Караганда