Home » Открытый урок » К Паустовский. «Заячьи лапы»

К Паустовский. «Заячьи лапы»

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • текст «Заячьи лапы»,
  • тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями,
  • компьютерная презентация урока.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час.

Проверка готовности к уроку.

–Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем успехов в получении знаний. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

 

Презентация.

  1. Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)

Чтение мы очень любим,
Обещаем не болтать.

Раскрыть характер персонажей,

Идею автора понять.

И выразительно читать!

— Какие задачи поставлены на урок?

— Кто сумеет их пояснить подробнее?

  1. Дыхательная гимнастика.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

— О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?

Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)

А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом — выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)

  1. Речевая разминка.

На экране пословица: (слайд №3)

Кто много читает,
Тот много знает.

— Прочитайте пословицу про себя.

— Прочитайте пословицу тихо.

— Прочитайте пословицу громко

— Прочитайте с восклицательной интонацией.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

На экране буквосочетания: (слайд №4)

  • панкрот
  • тнеицап
  • мергле
  • акту
  • раниретев
  • уитнс

— Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их

Слова читаются наоборот и на экране появляются слова

  • Пациент
  • ветеринар

— Подберите к ним синонимы.

  1. Проверка домашнего задания.

1) — Что было задано на дом?

а) выразительно читать рассказ;

б) озаглавить части текста;

в) продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?

— Что значит озаглавить части текста?

— Как вы озаглавили части текста?

(Варианты заголовков высвечиваются на экране) (слайд №5)

  • Ваня у ветеринара.
  • Карл Петрович вылечил зайца.
  • Лесной пожар

Что у нас получилось? (план)

— Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?

— Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности? (перенести пункт 3 на1)

2) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

— передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

— Почему устали дед и заяц? — А от чего устали мы?

  1. Физкультминутка.
  2. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)

— А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части)

К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

— А вы не лайтесь, это заяц особенны, — хриплым шёпотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.

— От чего лечить-то?

— Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой

— Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

— Что можно сказать о ветеринаре?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

— Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

— Не умрёть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

— Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

— Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.

Заяц молчал.

— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

— Каким вы представляете Ваню?

(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

— Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)

Работа в парах.

— Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

— Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)

  • 1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
  • 2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге?
  • 3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем со слов «:Карл Петрович:»

Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

— Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

— А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

— Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.

  1. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Что нового и интересного узнали?

— Какая работа понравилась?

— Какие выводы для себя сделали?

— А какое настроение получили?

-Чтение — это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Спасибо!

 

Валуйская Галина Васильевна,

учитель начальных классов,

КГУ «СОШ №23»,

г.Караганда

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*