Home » Гуманитарный цикл » К. Паустовский. «Заячьи лапы»

К. Паустовский. «Заячьи лапы»

Литературное чтение, казахский язык

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • текст «Заячьи лапы»,
  • тетрадь,листы с заданиями
  • компьютерная презентация урока.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

–Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем успехов в получении знаний. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! (сидя в группе, взяться за руки, пожелать теплые слова).

Презентация.

  1. Сообщение задач урока, темы. (слайды №1,2)

Чтение мы очень любим, 

Обещаем не болтать.

Раскрыть характер персонажей,

Идею автора понять.

И выразительно читать!

— Какие задачи поставлены на урок?

— Кто сумеет их пояснить подробнее?

  1. Речевая разминка.

На экране пословица: (слайд №3)

Кто много читает,
Тот много знает.

— Прочитайте пословицу про себя.

— Прочитайте пословицу тихо.

— Прочитайте пословицу громко

— Прочитайте с восклицательной интонацией.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

На экране буквосочетания: (слайд №4)

  • панкрот
  • тнеицап
  • мергле
  • акту
  • раниретев
  • уитнс

— Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их.Слова читаются наоборот и на экране появляются слова

  • Пациент (синонимы больной, пострадавший, клиент)
  • Ветеринар(синонимы врач, доктор, ветврач)

— Подберите к ним синонимы.

  1. Проверка домашнего задания. ( слайд №5)

1)Фронтальная работа по вопросам для групп

1-я группа — Расскажите, кого и почему Ваня принес к ветеринару?

2-я группа — Как повел себя ветеринар?

3-я группа         — Прочитайте диалог Вани и ветеринара. (стр.49)

4-я группа — Что посоветовала Ване бабка Анисья? (отнести зайца к Карлу Петровичу).

5-я группа         -Как вы думаете, почему детский доктор не сразу согласился лечить зайца? Что послужило причиной его согласия?

Дома вы должны были озаглавить текст. Как вы озаглавили части текста?

(Варианты заголовков высвечиваются на экране) (слайд №6)

  • Ваня у ветеринара.
  • Карл Петрович вылечил зайца.
  • Лесной пожар

Что у нас получилось? (план)

— Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?

— Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности?(перенести п. 3 на1)

2) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

— передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

— Почему устали дед и заяц? — А от чего устали мы?

  1. Физкультминутка на каз. языке (слайд №7)

Ұзын құлақ, сұр қоян

Естіп қалып сыбдырды,

Ойлы-қырлы жерлермен

Ытқып-ытқып жүгірді.

Қарап еді артына

Қиығын сап көзінің

Келе жатқан помпаңдап,

Көжегі екен өзінің.

  1. Работа над образами героев. (слайд № 8,9)  

— Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

  — Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

—  Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар — злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья — любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь —  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  — беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович — интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион — отзывчивый, робкий, добрый.)

— Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

7.Составление кластера «Доброта» на казахском языках.«Fishboon»

 (слайд № 10)

А теперь давайте составим кластер «Доброта».Выберите слова, которые соответствуют понятию доброта и напишите

Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость.

Қамқор болу,қамқоршылық,аяушылық,көмек көрсету,көмек,жақсы көру .

Подведём итоги вашей работы на уроке.

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?(Обобщить ответы детей.)

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

— Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья!К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку).

8.Итог урока. Приём «Да нет» (слайд  №11)
1-Дед бежал за зайцем? – Да.
2.-Деда звали Алексей? – Нет, Ларион.
3 -Город располагался на реке Волга? – Нет, Ока.
4-У деда были растрёпанные волосы? – Нет, борода.
5-Сосновая смола превращается в янтарный камень. –Да.
6-Зайца нёс в город сам дед? – Нет, Ваня.
7-Дед и Ваня узнали адрес врача в магазине? – Нет, в аптеке.
8-На головах у лошадей были соломенные шляпы? – Да.
9-Обожжённый зайчик  плакал? – Да

10-Ветеринар предложил Ване зажарить зайца с картошкой? – Нет, с луком.

9.Рефлексия настроения«Большой палец».

10.Домашнее задание

Написать небольшой рассказо зайце. Как он жил после выздоровления.

Валуйская Галина Васильевна,

учитель начальных классов,

Мухамедкаримова Карашаш Танаткановна,

учитель казахского языка и литературы

КГУ «СОШ № 23»,

Карагандинская обл.,

город Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*