Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике.
Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией.
Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, с последующим обязательным включением речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т. п.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные.
Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. В результате решения данной группы задач у детей с речевыми расстройствами укрепляются костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развивает способность произвольно двигаться в пространстве, разрушает патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Решение воспитательных задач содействует:
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
3) воспитанию положительных личностных качеств, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Реализация коррекционных задач позволяет:
— создать благоприятные условия для тренировки процессов торможения, возбуждения или их равновесия, благотворно воздействует на ЦНС;
— совершенствовать координацию общих движений, тонкой моторики, мимики лица, общепространственных представлений;
— развивать зрительные восприятие, память, внимание.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления:
1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов: слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.
2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
- Ритмическая разминка.
- Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
- Упражнения для развития основных сторон внимания.
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
- Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
- Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
III. Упражнения оздоровительного характера.
- Слушание музыки
- Пение.
- Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
VIII. Игра.
- Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя дыхательные упражнения, пальчиковые игры или массаж пальцев.
Средства, которые используются в логоритмике:
— ходьба и маршировка в различных направлениях, ориентировка в пространстве;
– упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики кистей и пальцев;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус, снятие напряжения и успокоения детей;
– упражнения на развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции;
— упражнения, формирующие чувства музыкального размера и темпа;
– танцевальные упражнения;
– пение;
– творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы.
Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.
Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: активность, инициативность, самостоятельность; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.
Букреева Наталья Викторовна,
логопед 2 категории,
ГККП «Ясли – сад № 22»
отдела образования акимата города Тараз