Home » Начальная школа » Методы и приемы критического мышления на уроках в начальной школе

Методы и приемы критического мышления на уроках в начальной школе

     В центре современной педагогики стоит личность ученика, развитие которой является целью образования. Педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ребенку, на формирование человека думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности. Перед учителями стоят проблемы: как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь их в образовательный процесс? Как научить детей учится? И учителя начального звена не исключение.

Задача учителя начальной школы среди большого разнообразия предлагаемых современных (и проверенных временем) образовательных технологий выделить те, которые, на его взгляд, можно использовать в работе с младшими школьниками.

Для меня такой стала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо», с которой я впервые познакомилась в 2001г. на курсах РКМЧП в Алматы. Критическое мышление (в дальнейшем КМ) – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к информационному полю.

С методами и приемами КМ сейчас знакомятся на всех без исключениях курсах по обновленке. Поэтому, я не буду останавливаться на теории вопроса. А расскажу о своем опыте применения методов КМ на уроках в младшей школе.

Наиболее распространённым и часто применяемым является синквейн. Я применяю его уже в 1-ом классе.

Приём «Написание синквейна»

Синквейн – самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящие из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале главное, делать краткие выводы. Прием прост в применении, что делает его эффективным методом развития ребенка. Составляя синквейн каждый ученик реализует свои таланты и способности. Использую его на разных этапах урока индивидуально, в парной работе и при работе в группах. Синквейн — превосходный способ контроля. Приёму синквейн надо учить. Сначала мы с первоклашками составляли общие стихотворения на доске. Брали разные темы, но близкие каждому ребенку.  Потом они учились составлять свои.

Вот несколько примеров синквейна, составленных первоклассниками.

                  Школа

Незнакомая, пугающая

Учимся, читаем, узнаём

Школа- наш второй дом.

Знания

                                       Света

               Школа

Веселая, звенящая.

Учимся, знакомимся, носимся

35 новых друзей

Радость

                                       Кирилл

              Математика

Однозначные, двухзначные.

Считаем, думаем, решаем.

Царица всех наук.

Точность

Диана и Санжар

               Грамота

Непонятные, маленькие

Пишем, читаем, объясняем

Нам открылся целый мир.

Это жизнь

Карима и Алуа

 

Во втором классе учащиеся составляют синквейны на уроках познания мира, естествознания, литературного чтения. Привожу примеры синквейнов на этапе рефлексии по произведению К. Тангрыкулиева «Верблюд и мальчик» Работа в парах (урок литературного чтения)

  
                Верблюд

Старый, мудрый.

Предупреждает, спасает, жертвует.

Безысходность, переходит в смирение.

Спасение

Александра и Кирилл

 

 

Мальчик

Веселый, самоуверенный

Собирает, тонет, радуется.

Принимает правильное решение.

Счастье

Ратмир и Яна                                       

 

 

                 Верблюд

Величественный, неторопливый.

Ступает, не пускает, спасает.

Приносит в жертву себя.

Вторая жизнь

Вита и Захар

 

 

Мальчик

Коварное, зыбкое.

Не понимает, проваливается, борется.

Надеется на помощь взрослых.

Встреча друзей

Аяжан и Анастасия

 

Очень интересный приём «Чтение с остановками». Его я применяю на уроках литературного чтения. Текст произведения читается фрагментами. Обсуждается и анализируется после прочтения каждой части. Иногда высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета. Дети говорят о своих чувствах, ожиданиях, делают прогнозы.

Существует определенное требование к тексту:

  1. Текст должен быть повествовательным.
  2. Должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а скрыта внутри.
  3. При работе с таким текстом желательно пользоваться цветными маркерами.

Использование приёма «Чтение с остановками» открывает возможности для целостного видения проблемы, для возможности пофантазировать, высказать свое мнение, оценить героев или события критически.

Учителю важно учиться не критиковать ответы детей, даже если они не правильны. Здесь действует правило; «Любое мнение учащихся ценно».

В настоящих учебниках по обновленной программе почти каждый текст уже поделен на большие фрагменты с готовыми вопросами по обсуждению данного отрывка. Это значительно облегчает работу молодого учителя, который только начинает знакомиться с приемами работы КМ.

Особой популярностью у моих учащихся пользуется приём «КЛАСТЕР» от фр. «гроздь». Это графический приём систематизации материала. Кластер позволяет охватить большой объем материала и вовлечь всех учащихся в обучающий и творческий процесс. С кластером можно работать со всем классом на доске, но интереснее работать в группах. Его можно использовать на разных этапах урока, но чаще всего его применяю на этапе рефлексии. Урок русского языка во 2 классе. Закрепление частей речи. Команды за работой:

Использование данной стратегии ориентированно на развитие умений анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.

Ничто не сравнится с эмоциональным подъемом детей после завершения творческой работы над кластером.

На уроках с применением приёмов КМ меняется роль учителя. Он превращается в партнёра, советчика, единомышленника.

Технология КМ предполагает гуманистический подход к обучению и личностную вовлеченность каждого ученика в процесс обучения. Применение приёмов КМ делают уроки разнообразней и интересней. Дети становятся уверенней в себе, самостоятельней и эмоциональней. Хотя, надо отметить, что эмоциональности современным детям не занимать. Используемые методики раскрепощают учащихся и позволяют раскрыть их творческий потенциал.

Из большого разнообразия методов необходимо выбирать те, которые подходят определённой возрастной категории и вашему классу. Грамотное использование различных приёмов обучения позволит повысить мотивацию школьников к учению и желание работать с информацией и применять эту информацию в учебе и жизни.

Исламова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов,

Коммунальное Государственное Учреждение

«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*