Home » статьи » Метод проектов как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся

Метод проектов как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся

Интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни». Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Функциональная грамотность, как основа успешной социализации подрастающего поколения, рассматривается как способность использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с разными возрастными категориями учащихся, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Работа над исследовательским проектом позволит учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, что несомненно понадобиться им в продолжении образования и в процессе профессиональной деятельности.

Единой точки зрения на то, каким должен быть проект — индивидуальным или групповым, не существует. Одни допускают только индивидуальные проекты, другие считают, что эффективны лишь групповые проекты. Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки. Рассматривая преимущества индивидуальных и групповых проектов, можно сказать, что этой цели отвечают и индивидуальные проекты и групповые.

Преимущества индивидуальных проектов:

—  план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

—  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

— учащийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта: от замысла до итоговой рефлексии.

— у учащегося формируются важнейшие навыки: исследовательские, презентационные, оценочные.

Преимущества групповых проектов.

— формируются коммуникативные навыки;

— каждый учащийся имеет возможность на определенном этапе проявиться как лидер.

— возможность рассмотрения большего количества идей, гипотез, точек зрения и различных путей решения проблемы;

— элемент соревнования повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Учителя, начинающие использовать метод проектов, должны выработать новую стратегию обучения, если хотят добиться успеха. Методы прямого обучения, основанные на учебниках, лекциях и традиционном оценивании, плохо работают в междисциплинарном мире проектного обучения. В ходе проектов учителя сами учатся вместе со своими учениками распознавать ситуации, которые помогают разработать хорошие проекты; структурировать проблемы в качестве возможностей для обучения; управлять процессом обучения; разрабатывать содержательные формы оценивания. Сегодня уже ясно, что школа будущего — это школа проектов.

Проект — это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков и, поэтому, он эффективен. Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект — это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, которая принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое — ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

 

Утемисова Г. Ш.— старший преподаватель кафедры

 «Инновационных технологий

 и методики преподавания

естественнонаучных (гуманитарных)

дисциплин» филиала АО НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Атырауской области

 

Литература:

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 288 с.
  2. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №4. – с. 21-26.
  3. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004. — №4.-с.93-96.
  4. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / О.С. Саламатова // Начальная школа. – 2007. -№7.- с.40-43.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007.- с.80.
  6. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*