Оборудование:
Интерактивная доска, магнитола, аудио и видео записи, бумага А-4 (разделённая на две половины).
Музыкальный материал:
Л. Бетховен Симфония №5 — І часть, Симфония №9 – 3 часть, И.С. Бах «Шутка» из сюиты № 2, Хоральная прелюдия, В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквием».
Видеоматериалы: слайды, видео ролик «Вечерняя серенада».
Звучит «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта (видео ролик). Учащиеся рассаживаются по местам.
Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь по местам.
Сегодня у нас с вами серьёзная тема! Поэтому я прошу вас быть очень серьёзными и внимательными. Мы будем говорить о том, чего никто и никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом. (конец ролика 4.36).
Посмотрите на доску. Здесь написаны определения: Страдающая, широка, щедрая, прекрсная… К какому слову они подходят? (ответы учащихся, если надо, то учитель наводит на правильный ответ). Правильно – душа. а тема нашей встречи «Мир души».
Наше занятие мы начали с музыки. Как вы думаете почему? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, послушайте другие музыкальные фрагменты. А потом скажите, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка?
Слушание и беседе о музыке:
Симфония № 5 – тревога, страх….
«Лакримоза» — грусть, печаль, горе…..
«Шутка» — лёгкость, веселье, игра…..
А как вы всё это узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или грустных слов… (ответы детей).
Конечно, вы почувствовали это душой!
Слайды (№1, №2): «музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» — так сказал немецкий романист 19 века Бертольд Ауэрбах.
«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки» — эти слова взяты из писаний религий Бахай.
Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.
О как тесны и безнадёжны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна. (М. Скребцова)
Музыка с нами всегда – и в радости, и в горе. С её помощью лечат болезни, и даже известны случаи, когда музыка спасла жизнь человека.
Теперь представьте, что перед вами двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья могут различить их без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? Перечислите отличия, которые могут существовать между близнецами. (записать ответы учащихся на доске: ум, характер, способности…)
Итак, мы видим, что люди отличаются не только внешними, видимыми признаками, но, главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции (слайд №3).
Что, по-вашему мнению, более важно – внешние характеристики людей или их внутренний мир, душа или тело? (ответы детей)
Человек – это, прежде всего душа, а не тело. Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот (можно показать отрывки их фильма «Отроки во вселенной»). Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование души, внутреннего мира. Хотя и тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в нашем теле.
Детям раздаются листочки, разделённые на две половинки: на одной написано слово «душа», на другой «тело». На доске написаны слова: летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить, расти. Задание: выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу и записать их в соответствующе половинки.
Душа: летать, радоваться, восхищаться, любить, расти…..
Тело: мёрзнуть, питаться, жиреть, расти…..
Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утончёнными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присущи как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определённого возраста: взрослые люди не растут. А душа растёт и совершенствуется бесконечно. Тело ваше растёт независимо от вашего желания, а душа растёт в основном когда человек хочет этого и старается питать свою душу. Благодаря чему душа растёт? (ответы детей).
Наша душа растёт, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем друг друга, когда видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыку, стихи, сказки. Вот послушайте одну.
На фоне музыки – «хоральная прелюдия» отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Чудо рождения».
Удивительно, как хорошо разбираются во всём нынешние дети! Трудно сказать, чего они только не знают! Старую сказку о том, как аист нашёл их в колодце или мельничном пруду и принёс папе с мамой, они и слушать не хотят, а между тем сказка эта – истинная правда.
Вот только вопрос, откуда дети берутся в колодце и мельничных прудах? Не всякий ответит, но кое-кому и это известно, если ты внимательно глядел в небо в звёздную ночь, то, конечно, видел множество падающих звёзд. Звёзды падают с неба, как маленькие ёлочные свечки, и гаснут; это искры божьи, что летят на землю. Как только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому, что они нежнее, воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не искра, небесное дитя, маленький ангел без крыльев, которому предстоит превратиться в человека. Тихо скользит он по воздуху, ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка — то в ночную фиалку, то в одуванчик, то в гвоздику, то в розу. Там дитя лежит, набирается сил. Оно такое лёгкое, воздушное, что муха может унести его на своих крыльях, а пчела и подавно. И те и другие так и вьются над цветком в поисках сладкого нектара. Если воздушное дитя и мешает, то столкнуть его на землю они всё равно не решаются, а приносят его на большие круглые листья кувшинок и оставляют лежать на солнышке. Малыш потихоньку сползает с листа в воду, дремлет там и растёт, растёт, пока не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет людям в какую-нибудь семью, где давно уже мечтают иметь такого милого ребёнка.
Дети больше не помнят, как дремали под листом кувшинки, как лягушки по вечерам пели им хором: «Ква, ква!», что по-нашему означает: «Спите крепче, пусть вам приснятся хорошие Сны!», не помнят дети и о цветке, в который упали с неба, не помнят даже его запаха, и всё-таки, когда они становятся взрослыми, что-то заставляет их выбрать себе любимый цветок, как раз тот, где они лежали, прилетев на землю.
А вы смотрели когда-нибудь на звёздное небо?
Вы видели падающие звёзды?
Есть у вас любимые цветы?
Теперь сядьте прямо и положите ваши руки ладонями вверх, опираясь на соединение бёдер и живота. Закройте глаза и представьте себя маленькой звёздочкой, падающей с небес в вашем любимом цветке.
Мы с вами выяснили, при каких условиях растёт, совершенствуется душа кто нам их повторит? (ответы детей)
Про человека с большой душой говорят, что это «душевный человек». Это прежде всего человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям, ко всем без исключения. Душевный человек всегда старается понять, почувствовать, помочь другому человеку. душевность проявляется в доброте к животным.
Но бывают случаи, когда душа уменьшается и становится совсем незаметной. Про такого человека говорят, что это «бездушный человек». Как мы определяем, что пред нами бездушный человек? (ответы детей) душа становится маленькой, слабенькой, когда мы злимся, ругаемся, говорим нехорошие слова, обижаем близких, мучаем животных. Потому что как мы уже говорили, души наши настроены на созвучие с прекрасным, а не с безобразным и ужасным. Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души. Ребята, как нужно жить, чтобы стать настоящим человеком, а не бездушным монстром? (ответы учащихся)
Закончить нашу встречу хочу стихотворением М. Скребковой (на фоне симфонии №9)
С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, кто дар святой хранят,
В нём Божье сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят.
О, души, вы – носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои,
О, не вносите, не впускайте зло.
Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы…
Слинкина Марина Викторовна,
учитель музыки,
Тутаева Светлана Борисовна,
учитель самопознания,
ГУ «Гимназия № 6 имени Ю. Гурова»
Управление образования города Астаны