Цель урока:
Образовательная: ознакомление учащихся с определением «семья».
Развивающая: способствовать формированию у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление оказывать им помощь.
Воспитательная: пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.
Ход урока
- Круг радости
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Дети по очереди говорят следующие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям желаю хорошего урока!» (и т.д.).
- Поговорим
Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке, нам поможет стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
Вот и вся моя … (семья) дети должны продолжить
— Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.
¨А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
— Действительно, ребята, дом — это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить Родину и все, что их окружает.
- Работа над пословицей (3 слайд.)
Народная мудрость гласит:
Отбасы тату болса, байлықтың да керегі жоқ.
Не нужен клад, когда в семье лад.
— Как вы понимаете её?
- Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер» (4 слайд)
— Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно-
И это очень страшно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…..
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
О какой ценности говорится в этом стихотворении?
Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).
Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей).
Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.
А теперь давайте ответим на вопрос что такое «семья»? (Ответы детей)
Молодцы, спасибо за ответы. А сейчас я предлагаю вашему вниманию видео с мнением других ребят по данному вопросу.
(Просмотр видео)
Обобщив вышесказанное, давайте запомним следующие определение «Семья — это совокупность двух и более людей, объединенных родственными связями, чувством любви, привязанности и заботы друг о друге. В идеальном представлении семья состоит из матери, отца и их ребенка (детей), а также бабушек и дедушек, других близких родственников». Запомните это определение.(5 слайд)
5.Рассказ о своей семье
Упражнение «Семейные фотографии»
— До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте — увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина», «Род» — однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Семейные фотографии теперь хранятся в фотоальбомах. (Рассказы детей о своей семье, сочинения о маме, бабушке и т.д.)
- Упражнение «Продолжи предложение» (6 слайд)
Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… - Релаксационная минутка.
- Упражнение «Разгадай кроссворд». Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.
(7 слайд)
- Сын моей матери. (брат)
2. Мой родитель. (отец)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (мать)
6. “Святая кровь” – мать мужа. (свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (тёти)
8. Сын моего ребенка. (внук)
9. Мой наследник. (сын)
10. Сын моей сестры или брата. (племянник)
11. Отец мужа.(свёкр) - Обратимся к учебнику. Упражнение.
Учащимся предлагается выполнить задание в учебнике на стр.
Задание: Вставьте в пословицы пропущенные слова и прочтите их.(8 слайд)
- В гостях хорошо, а дома …
- Дом вести, не бородой …
- Без хозяина дом …
- Дом невелик, да лежать …
- Дом построить – не шапку на голову …
- Домой придёшь – хлеб-соль …
- Не красна изба углами, красна…
- Вся семья …, так и душа на …
- Кто сеет …, пожнет счастье.
- Без корня и … не растёт.
Слова-подсказки: лучше, вместе, мир, найдёшь, сирота, месте, не велит, трава, трясти, надеть, пирогами.
- Рефлексия. «Цветик- многоцветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
- Домашнее задание
Придумать и записать в тетрадь рецепт семейного счастья.
- Круг «От сердца к сердцу»
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Спасибо за активное участие и внимание, до свидания!
Сулеева Фатима Ясыровна,
учитель самопознания,
«Масанчинская средняя школа
№12 отдела образования акимата
Кордайского района»,
Жамбылская область, Кордайский район,
село Масанчин