Home » Гуманитарный цикл » Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» Образ главного героя Печорина

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» Образ главного героя Печорина

(открытый урок-диспут по русской литературе10 класс)

 Цель урока: анализ образа Печорина, раскрытие внутреннего мира героя; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Задачи урока:

Обучающие:

  • отработка умения школьников анализа эпизода художественного текста;
  • выявление роли эпизода в составлении учащимися психологического портрета, данного в самораскрытии героя;
  • выявление средств выражения авторского замысла, поиск опорных моментов – «точек удивления»

Развивающие:

  • развитие способностей учащихся к оценке и интерпретации внутриличностного диалога героя;
  • развитие навыков сравнения, аргументирования.

Воспитательные:

  • определение ценности своей способности понимания подтекста художественного произведения, выраженного в правдивой исповеди героя, которая открывает историю души человеческой и тайну характера.

Оформление: таблица сюжетного порядка романа, иллюстрации к роману, критические статьи Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева.

Методические рекомендации для проведения:

  1. Вопросы вывешиваются в классе заранее.
  2. Подбирается дополнительная литература для осмысления произведения, тексты «Героя нашего времени» для каждого ученика.
  3. Класс делится на две команды, в которых заранее продумываются вопросы для команды-соперницы. Вопросы составляются по главам романа. (см. приложение)
  4. На доске записана тема дискуссии и план.
  5. Размышления учащихся аргументируются обращением к тексту «Героя нашего времени»

                                                 Ход урока:

            «Каждое его слово – он сам, вся его натура

во всей глубине и целости своей».

В. Г. Белинский

  1. Организационный момент. Приветствие.
    — Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
    II. Актуализация знаний.
    На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
    1) прочитать роман

2) подготовиться к диспуту «Печорин положительный или отрицательный герой романа «Герой нашего времени»

Что же такое диспут?

Диспут- это публичный спор на заданную тему.

Но прежде чем перейдем к диспуту, давайте послушаем немного информации о Лермонтове и его романе «Герой нашего времени»

ІІІ. Выступления учащихся

Ученица: Нет такого человека на земле, который бы не знал имя русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов вошел в литературу в один из самых мрачных периодов русской жизни. С юношеских лет Михаил Юрьевич предчувствовал трагизм своей судьбы: За дело общее быть может я паду…

Одаренный многими талантами (играл на скрипке, рояле, флейте, сочинял музыку, великолепно рисовал красками, был европейски образован, знал отечественную литературу и литературу других стран, владел несколькими иностранными языками), он выбрал СЛОВО как наиболее действенное.

Лермонтов обладал удивительным даром – мудростью понимания своего времени, тайны века. В его произведениях – мечта о человеческом счастье, трагизм одиночества, любовь и боль, горечь и восторг, бурные порывы страсти и раздумья о смысле жизни, раздумья о времени, в котором довелось жить.

В.Г. Белинский говорил о Лермонтове: «Каждое его слово – он сам, вся его натура во всей глубине и целости своей». Сегодня мы обращаемся лишь к одному произведению – роману «Герой нашего времени». Осмысливая творчество писателя, мы хотя бы чуть-чуть приближаемся к пониманию уникального и неповторимого лермонтовского мира.

         Видеоролик Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

  1. IV. Общая характеристика героя

Ученица: Презентация на тему: Печорин как герой своего времени

 

«…В этом человеке есть сила духа и могущество воли,

в самих его пороках проблескивает что-то великое».

(В.Г. Белинский)

Ученик: Портретная характеристика с.671, 680 (по изданию Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. — М.: Худож. литература, 1983.) Печорин Григорий Александрович – дворянин 25 лет. Личность богато одаренная. В портрете – признак породы, следы морщин на лице, глаза не смеялись, когда он смеялся, взгляд любопытный и равнодушный, крепкое телосложение, скрытность характера. Задатки: скромен, умнее других, правдив, но «душа испорчена светом». Печорин стал «нравственным калекой», и лучшая его часть умерла. Григорий Александрович жил бурною жизнью аристократа: наслаждался удовольствиями за деньги, влюблялся в красавиц, читал, учился, но ему все надоело. Он понял, что слава и счастье от них не зависят. Счастливы – невежды, а слава – удача.

  1. Печорин: злодей или жертва?

Ученица: Печорин – человек определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он – дворянин-интеллигент – мог обеспечить себе блестящую карьеру. Но эта предопределенность для него – рамки, ограничение свободы. Поэтому Печорин отвергает самые престижные должности, так как плата высока – отказ от самого себя, от собственного «я». Он не выполняет какие-либо служебные обязанности.

В.Г. Белинский сказал, что время поставило перед Печориным выбор «или решительное бездействие или пустая деятельность». Печорин выбирает «решительное бездействие». Печорин активен в индивидуальной сфере.

Чем, по-вашему, измеряется цена человеческой жизни? Кто он, положительный или отрицательный герой?

  1. VI. Урок – диспут «Печорин герой своего времени».
    Ученица: Вопрос на спор: Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, несмотря на неблагоприятные поступки? Печорин лучше всех остальных героев? Положительный или отрицательный герой?

Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно…

Ценность человеческой жизни измеряется мерой человеческих деяний. Чем выше задатки, тем выше цели. Деяния положительно порядка: посадить дерево, вырастить ребенка, построить дом, например.

А был ли у Печорина выбор действия?

Был. Но это были цели не для него. Он по задаткам, воспитанию, образованности должен иметь более значимые – высокие цели.

Печорин может пойти воевать, но нет войны. Может бороться за смену общественного строя, но с кем, с Грушницким и его дружками?

Печорин – жертва так как не находит удовлетворения, применения своему активному существованию, не видит цели. Бездеятельность ущербна и для человека, и для общества. К чему талант, познания, если им нет применения.

Неиспользованная энергия давит духовное существование.

Печорин отличается от него темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, степенью осознанности себя. Печорин – мыслитель, идеолог, философ.

Дневниковые записи делаются для себя, а не для толпы. Это честный анализ самого себя, своих поступков. Здесь нет места маскам. Печорин в дневнике искренен, самокритичен. Анализ (самоанализ), напряженные раздумья выходят за пределы породившей его эпохи. А. Герцен писал: после подавления декабрьского восстания на поверхности видны только потери, а «внутри совершалась великая работа». Обрывая дневниковые записи на пунктире, Лермонтов уводит читателя в более широкую сферу: мыслящий читатель имеет возможность понять трагедию героя того времени, задуматься над собственной жизнью.

Печорин – герой как представитель своего времени. Если бы случилась война, то он пошел бы защищать свою родину. Он утратил не героизм, а объект для его приложения. Он умен, наблюдателен, глубоко чувствует, его можно уважать за огромную внутреннюю работу, которая способствовала развитию интуиции, мудрости. Вспомните главу «Фаталист». Печорин «увидел печать смерти» на лице Вулича. Печорин – герой, ибо он отрицает общепринятое, отрицает неприемлемую действительность. Он не такой, как все. А для этого нужно иметь определенное мужество. Трагедия Печорина в том, что личность его значительно шире пределов своего времени.

Слово 1 команде: Положительные черты характера:

Бесстрашие, смелость

Щедрость

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку.

Во-первых, Печорин человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто.

Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы Княжна Мери: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта?

К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным.

Не вызывает сомнения и то, что Печорин человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор.

То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли.

Для более рельефного изображения положительных качеств Печорина в роман введен такой персонаж, как Грушницкий. Своими явно непорядочными действиями он оттеняет наиболее привлекательные черты главного героя.

Печорина нельзя упрекать в том, что он стал таким, каким мы видим его в романе. Я считаю, что он скорее достоин жалости и сострадания. Печорину недостает понимания и любви, а с его представлением о счастье, которое, кстати, сформировалось под влиянием света, он никогда не был бы счастлив. Угасшая половина его души проявляется лишь однажды в романе, когда Печорин, утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной новелле романа Фаталисте.

Положительные: умный (княжна Мэри, когда он узнал о дуэли и вообще он мог просчитывать каждый ход, например, когда ковер покупал перед носом девушки) , смелый (по-моему в главе Тамань, где он ночью пошел за слепым мальчиком и в главе княжна Мэри на дуэли он тоже мог умереть) , остроумный

Слово 2 команде: Отрицательные черты характера

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

“Герой нашего времени” —роман, воплотивший сокровенный замысел Лермонтова. Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Печорину в романе уделено главное внимание. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость». Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует «болезнь» целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Григорий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно.

Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно, зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни».

В первые годы молодости героя были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений… »

В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает. Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям, с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит только несчастья. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; «разбито» сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч.

Несмотря на то, что Печорин — сильная, волевая, одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека…

Отрицательные: играл на чувствах людей (княжна Мэри, Бела), еще не знаю, как это назвать, когда в княжне Мэри Вера уезжала, он плакал и подумал я счастлив, потому что я могу плакать, наверное, самооценка высокая была, относился к людям с иронией, даже с сарказмом, например над Грушницким он посмеивался, только тот этого не понимал

Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» режиссёра С. Ростоцкого (1965г) (обмен впечатлениями)

— Роман «Герой нашего времени» — настоящий шедевр литературного творчества, т.к. образы, художественные находки и утверждения интерпретируются в других произведениях искусства, так происходит диалог культур. Талантливый режиссер С. Ростоцкий экранизировал роман.

VII. Выставление оценок

VIII. Заключение

Подготовка к сочинению

 

Аблаева Акмарал Оспановна, учитель русского

языка и литературы

общеобразовательной школы №177

г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*