Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи: расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать способность вслушиваться в звуки природы; развивать познавательный интерес, творческие способности; воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, не отвлекаться!
Воспитатель — Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а морское. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же её решить?
Дети
(дети высказывают предположения, на чем можно опуститься на морское дно)
Воспитатель: Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко.
(В первый раз воспитатель читает стих сам, затем дети повторяют слова все вместе).
Закройте все глазки и повторяйте за мной.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
(Звучит фонограмма шума моря. Когда дети открывают глаза, перед ними появляется изображение морского дна с его обитателями)
Вот вы и оказались в морском царстве. Располагайтесь поудобнее и посмотрите, сколько морских обитателей! Но прежде чем вы их увидите, вы должны отгадать загадки.
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе?
Все верно. Кит — самое крупное животное в мире.
(Показывает иллюстрацию).
А как кит выглядит?
Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? –
Кит — не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком
У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Молодцы ребята! Следующая загадка.
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть..?
Дети: Дельфин!
Воспитатель: Правильно, ребята.
Что вы знаете о дельфинах?
Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
А что они едят? – (питаются рыбой)
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно…?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах?
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это..?
Дети: Краб.
Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном?
Воспитатель (уточняя и обобщая)
Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
И вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе..?
Дети: Черепаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху?
Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.
Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской..?
Дети: Конек.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:
Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Где живут морские коньки?
Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.
Какие они родители?
Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать о медузе?
Они такие красивые. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.
Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.
Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Питаются мелкими морскими животными.
Глубоко на небе она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет (морская звезда)
Морская звезда – это животное без головы. Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.
Она передвигается на своих лучах присосках.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат (взмахи руками)
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Мы теперь плывем по морю, (движение руками перед собой)
И резвимся на просторе.
Веселей загребай, (круговые движения руками)
И дельфинов догоняй.
Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо..?
Дети: Осьминог.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога — присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. Осьминог является отличным охотником, с помощью выбрасываемой струи воды, он быстро передвигается под водой и достигает свою добычу.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог — белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок. У осьминогов 3 сердца и голубая кровь, а ещё у осьминога очень зоркие глаза. Они могут отбрасывать свои щупальца, как ящерица отбрасывает свой хвост.
Совершенно верно. Если схватить осьминога за щупальца, то щупальце может отвалиться, словно отрезанное. На следующий день рана заживает и на месте утерянного щупальца растет новое. Это его и руки, и ноги. У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в три ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Каждая присоска может удерживать около ста граммов груза, и осьминоги могут с помощью присосок удерживать груз весом в двести килограммов. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость-чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов
Представляете, ребята, у осьминогов есть три сердца: два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу. У осьминогов нет ушей, но они слышат. В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик. Осьминоги могут передвигаться по суше, хотя дышат жабрами. Зрачки у них прямоугольной формы. Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет. Осьминоги очень умные и даже поддаются дрессировке! Они могут различать цвета, форму предметов и запоминать людей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем лепить осьминога
Показ образца лепки воспитателем.
Отрежем с помощью стеки несколько порций пластилина белого и синего цвета. Нужно сделать восемь ножек для осьминога. Для начала скатаем по четыре длинных детали каждого цвета, желательно сделать их приблизительно одинаковой длины.
Переплетём поочередно длинные нити между собой, комбинируя два цвета в одной детали. Далее аккуратно сравняйте поверхность косичек, покрутив их в ладошках.
Чтобы превратить подготовленные колбаски в щупальца, соедините их в виде снежинки, скрепив в серединах. Таким образом удастся получить восемь щупалец для осьминога.
Голову, она же тело, обитателя океанов слепите из небольшого количества синего пластилина. Для этого сделайте фигуру, похожую на каплю.
Добавьте на лицевую часть два глаза. Рот осьминогу можно не делать, ведь он у него находится внизу туловища.
Прикрепите голову в центральную часть — вместо соединения щупалец.
Заверните щупальца, чтобы получить колечки.
Пальчиковая гимнастика: Осьминоги.
Представим, что наши ручки это осьминожки.
Повторяйте все за мной.
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз,
Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.
Сальто сделают на бис,
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.
Им гимнастика важней,
Всех забав и всех затей.
Лепка детьми осьминога.
Ребята, понравилось вам путешествие?
С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).
— Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
— Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).
Круг от сердца к сердцу «Друзья»
Панчук Наталья Анатольевна,
воспитатель I квалификационной категории
ГККП «Ясли–сад №4 «Аружан»
Наталья, это интересное и увлекательное путешестие. Детки расширяют свой кругозор, развивают мелкую моторику. Мне понравилось. Спасибо
Видно настоящего профессионала! Так держать!