Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет,
а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут…
Я. Корчак
Я – воспитатель в детском саду. У меня особая профессия, даже в чем-то уникальная. Для меня это не просто профессия или работа – это призвание, состояние души, образ жизни.
Почему я выбрала профессию воспитателя? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия или работа – это призвание, состояние души, образ жизни. Каждый дорогу выбирает по-своему…
Мой выбор профессии был более чем сознательным. Когда спрашивают: «Кем вы работаете?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Воспитателем», не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «воспитатель» — не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…
Для меня «воспитатель» — это жизнь, моя философия. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем, мне нравится быть воспитателем. И, не смотря на все трудности и попытки отговорить меня от выбора этой «неблагодарной» профессии, я работаю, живу этой профессией.
Сказать, что работа – это каждодневный праздник – трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться, и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Не зря же малыши, забывшись, называют тебя мамой. Разве это не высший балл доверия?
Вот вопрос: а правильно ли я сделала свой выбор? И я могу с уверенностью сказать: Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мной, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца!
Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И я этим счастлива!
Я – любящий человек! А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.
Я – созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего разные растения. Одно растение любит свет, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и в моей работе: каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. И именно мне доверено Человечеством сеять разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!
Я – Воспитатель! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить.
Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нальзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувство собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Профессия воспитателя особая по сущности, значимости и противоречивости. Ее особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: педагог, психолог, доктор, затейник. Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищенными.
Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель». Потому, что все дети хотят и должны быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, актер, фокусник. Потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и участвовать в них. Воспитатель – экскурсовод, исследователь, ботаник и энциклопедист. Потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… Потому, что дети всегда готовы созидать.
Воспитатель для меня – это не просто профессия, состояние души. Эта профессия заставляет меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать способности, и дает возможность окунуться в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать его осознанно, насляждаясь каждой минутой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день!
Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
Конечно, в нашей группе создана уютная домашняя обстановка – много зелени, удобная детская мебель, разнообразные игрушки, позволяющие всем малышам найти интересные для них занятия. Кто-то рисует, кто-то играет с машинками, кто-то строит дороги, а кто-то просто тихонько сидит рядом с воспитателем и слушает любимую книжку.
Каждый день я встречаю своих малышей с любовью и лаской, как мама. Каждый малыш – шумный и тихоня, быстрый и медлительный – имеют право быть таким, какой он есть.
Каждый день мои малыши приносят радость и удовлетворение. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях детей с окружающим миром, растут возможности малышей, появляется осознание себя как индивидуальность.
Для детей раннего возраста характерна потребность в общении, поэтому я обращаю внимание на их речевое развитие. Для того, чтобы речь развивалась полноценно, я в первую очередь стимулирую развитие словарного запаса ребенка, следовательно, больше с ним общаюсь, обсуждаю просмотренные им мультфильмы, сказки, читаю книги. Эффективным и очень действенным показателем для развития речи детей моего возраста является сопровождение игр или людых действий речевыми фразами. Поэтому считаю, что общение с ребенком – это развитие логического мышления, умение правильно составлять фразы, подбирать и правильно вставлять нужные слова. Развиваю речь ребенка с помощью игр с пальчивами: мальчик-с-пальчик, фонарик, зайка серенький и т.д. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Чаще всего провожу занятия с малышами разнообразным творчеством, рисованием, лепкой и т.д. на темы: «Светит солнышко в окошко», «Нитки для шариков», «Дождик кап-кап», «Колбаска для щенка», «Зернышки для курочки», «Заборчик для игрушки». В свой работе в первой младшей группе при рисовании уместно использовать технику» рисование руками» (ладонью, пальцами). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог.
За время своей работы я уже поняла, что более сложный процесс – процесс взаимодействия со взрослыми. Ведь я должна стать воспитателем не только для детей, но и для родителей тоже. Они должны поверить мне, поверить в меня и доверить мне самое дорогое – своих детей. Для того чтобы добиться наилучших результатов в своей педагогической деятельности, я использую разные формы взаимодействия с родителями моих воспитанников: родительские собрания, тренинги, «круглые столы», развлекательные досуги, индивидуальные беседы. Такие формы взаимодействия нас очень сближает!
Детский сад помогает мне развиваться, самореализовываться, дарит море общения, взаимопонимания, поддержку со стороны коллег, методическую копилку, творческую свободу… За свои труды в годы работы достигла следующих результатов: номинация «летнее творчество» в конкурсе «Веселое лето» (2014), 1 место в конкурсе «Лучшее оформление участка зимой» (2014), 1 место в конкурсе методических разработок «Воспитываем, учим играя» (2015), 1 место конкурс чтецов посвященный ко дню языков РК (2015), участие в 6-ой Международной Ярмарке педагогических инновации (2016).
Результатом моей работы я довольна. Я с интересом слежу за изменениями, которые происходят с моими воспитанниками. Их развитие в направлении роста уровня восприятия окружающей действительности убеждает меня в правильности выбранного пути. Могу с уверенностью сказать, что детский сад для меня – это особый мир: яркий, интересный, неповторимый, в нем я живу, реализуюсь как человек, как личность, как профессионал.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки, и фантазии. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Таким образом, я горжусь своей профессией! Лучше ее нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, дает ощущение вечной молодости, вечного детства.
А закончить свое эссе мне хотелось бы со следующими словами: «Каким должен быть воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, свою профессию любить! Каким должен быть воспитатель? Конечно, щедрым должен быть! Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»
Жунусова Ляззат Бейсембековна,
Акмаганбетова Карагоз Жаксылыковна,
воспитатели мини-центра № 32 » Балдәурен»,
город Астана