Цель игры: Развивать познавательный интерес к истории музыки, творчеству композиторов, кругозор. Воспитывать у детей чувства прекрасного и любви к музыкальной культуре Казахстана.
Задачи: Обобщить и закрепить полученные знания; воспитывать в детях любовь к родной стране и культуре; развивать у детей мышление, память, воображение; развивать образную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: музыкальный центр, гонг, плакат с названием викторины «Знатоки музыки», круглые столы для команд; на столах флажки, чистая бумага и ручки, секундомер; портреты композиторов Курмангазы, П. Чайковского, Дины Нурпеисовой, Л. Бетховена; «Волчок» со стрелкой, музыкальные заставки «Что? Где? Когда?», часы.
Оргмомент. Участвуют три команды по 8 человек. Вход детей под веселую музыку. С помощью жеребьевки выбираются члены команд. Ведущий знакомит всех участников с правилами игры.
Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас на нашей интеллектуальной викторине. Это место, где каждый может заработать очки, не как-нибудь, а своим собственным умом. Итак, удачи все участникам! Мы начинаем!
Первый Гейм.
(Звучит гонг, участники игры вращают барабан со стрелкой)
Вопросы:
- Какой музыкальный инструмент является предком фортепиано? (клавесин)
- Лишиться слуха! Что может быть страшнее и мучительнее для композитора? Какой композитор в последние 10 лет своей жизни ничего не слышал, но продолжал создавать свои лучшие произведения? (Л.В. Бетховен)
- Сколько исполнителей в квартете? (четверо)
- «Времена года» 12 великолепных музыкальных картин по числу месяцев в году. Кто автор этих замечательных музыкальных произведений из альбома «Времена года»?
(П.И. Чайковский)
- Как называется казахский народный 7 – струнный щипковый инструмент? (жетыген)
- Самый близкий, простой и понятный человеку вид музыкального произведения? «Я ваша подруга. Я – ваша попутчица. В пути без меня ничего не получится. Со мною, друзья, вам всегда интересно. Узнали, кто я? Ну, конечно же ….» (песня)
- Назовите участника айтыса и тартыса? (акын, кюйши)
- Каким инструментом в древности пользовались шаманы, а также лекари? (кобызом)
- Какой инструмент называют «Царицей музыки»? (скрипка)
- Как у казахов называют песенно – поэтическое состязание? (Айтыс)
- Какой кюй написала Дина Нурпеисова, услышав о победе в Великой Отечественной Войне? («Жеңіс»)
- Как переводится на русский язык кюй Курмангазы «Сары — Арка» и «Балбыраун». («Золотая степь»?, «Медовый настрой»)
- Он по виду брат баян: где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, что это? (аккордеон)
- У этого инструмента есть и струны и педаль. Не сомненно, это звонкий, это черный …(рояль)
Второй Гейм. «Золотой сундучок»
Ведущий. Внимание, «Золотой сундучок» в этом волшебном сундучке находится:
- Казахский народный инструмент – самый популярный и известный в Казахстане. (домбра)
- Казахский древний смычковый инструмент. (кобыз)
- Звуки музыкального произведения одного из казахских композиторов. (слушание фрагмента кюя Дины Нурпеисовой «Булбул»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша музыкальная викторина. Мы с вами справились с трудными вопросами и выполнили все задания. Кто на вас взгляд сегодня был самым находчивым, чьи ответы понравились вам ребята? Сегодня у нас нет проигравших, так как музыка всегда будет сопровождать вас в жизни.( Награждение команд.)
Абуова Раушан Абиловна,
музыкальный руководитель детского сада № 6,
Жамбылская область, город Тараз