Home » Учебно-методические материалы » Музыкально – ритмическая деятельность  как средство развития слуховых способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания  

Музыкально – ритмическая деятельность  как средство развития слуховых способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания  

       В процессе систематических занятий по движению, у детей развиваю музыкально-слуховое восприятие. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Я стараюсь, как можно раньше  начинать развивать эти умения  в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально-дидактических игр, танцев, хороводов. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, повышаю рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования. В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь. Однако, некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.
Для этого использую дидактические игры и задания. Подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические загадки». Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы: – «Сапожки». Прием выполняется последовательно.  Надеваю сапожки на руки, и ставлю их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение. – «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички. – при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы».
В музыкально-дидактических играх использую игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. При разучивании плясок, хороводов, танцев  использую озвученные игрушки и музыкальные инструменты.   Каждый вид музыкально – игровой деятельности, служит средством развития какой – либо музыкальной способности. Музыкально слуховые представления развиваются в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.

Музыкально-ритмическая деятельность детей   развивается и в обучении игре на музыкальных инструментах. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии). По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, я им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике, маракасах, пандейра). Сначала я помогаю детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными. Ребенку можно предложить сыграть знакомую мелодию (песенку) на одном звуке, при этом он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон и способностей  личности ребёнка: музыкально слуховых способностей, музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Рутковская Ирина Борисовна,

музыкальный руководитель I категории,

ясли/сад № 32 «Колокольчик»,

г. Уральск,

Западно-Казахстанская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*