Home » статьи » Научный проект – увлекательное приключение

Научный проект – увлекательное приключение

Современная система образования предоставляет замечательную возможность учащимся — заняться исследовательской работой в школьные годы. Какие невообразимые горизонты открываются перед участником проекта после принятия им ответственного решения – шагнуть за пределы обыденного! Почти лицедействуя, примерить «образ учёного», с головой уйти в лабиринты творческих исканий, для «блужданий» по которым придётся категорически пересмотреть свой жизненный темпоритм; в результате, как великую награду, заполучив драгоценный опыт, ориентирующий не только в постоянно меняющемся информационном потоке, но и помогающий приобрести весьма важные в жизни навыки формального общения, заблаговременно освоить премудрости служебного этикета и субординации, т.е. пропустить через себя дополнительный и уникальный объём ЗУН, который колоризирует школьные будни в фантастический окрас.

Руководителю проекта, т.е. школьному учителю приходится пережить тоже самое, но ещё, в качестве дополнения, водрузив на себя супер обязанность – стать менеджером всех запланированных и непредугаданных чудес, «коммивояжёр от науки» — это называется.

Если обязанности правильно распределены, то – можно торжественно отправляться в «Путь и Шествие»; конечно же – не теряя, как неотъемлемую часть проекта, во-первых, теснейшую связь с родительской поддержкой и ободрением. Родители вообще незримо идут, вприпрыжку, с нами повсюду. Это — и их проект, в том числе: воплощение когда-то забытых мечтаний и несостоявшихся надежд. Во-вторых, тесный контакт с администрацией школы, многократно оправдывающий себя в сложнейших межрегиональных ситуациях, когда официозность «гербового» документа покоряет и делает доступными самые недосягаемые, на первый взгляд, бастионы: соседняя школа, областной архив, редакция областной газеты, зарубежный музей или НИИ.

А флаг вы взяли?! Да, флаг, на котором должна развеваться гордая формулировка названия проекта – его тема! Тема, которая должна быть актуальной, привлекательной и незыблемой (если тема зарегистрирована, то поправки не принимаются; а ведь по ходу исследования то и дело всплывают великолепные, изумительные по глубине, подробности и факты, так и норовящие поколебать трактовку научного видения. Исходя из этого, вдумчиво рассмотрите множество вариантов заголовков темы научного проекта, выберите самую «широкую» /«толстую» и, конечно, склоняйтесь к тому, что предлагает сам автор, т.е. ученик – ему же «за всё отвечать» пред пытливым взором и ухом компетентного жюри и благодарным слушателем/конкурентом — на конкурсах)

Далее начинается Его Величество поиск…РАБОТА, как говаривал Шерлок Холмс! Начинаем всегда, по законам рынка, с «ближайшего окружения»: школьная библиотека и читальный зал – их оснащённость искомой литературой часто превосходит несметные залежи районной или городской библиотек, хотя, при первичном сборе информации, ничего нельзя игнорировать; далее – коллеги, учителя-предметники… их мы рассматриваем как вспомогательных специалистов, способных выдать совершенно неожиданную информацию по изучаемой теме: участие в каких-либо НП конференциях, личных встречах с героями исследования, домашние архивы и т.д.

Не упускаем открывающуюся возможность привлечь к участию в расследовании как можно большего числа учащихся через организацию экскурсий в музеи города и области. Это знакомит учеников не только с достопримечательностями малой родины, но обучает ребят принципам научного поиска, сплачивает коллектив школы, социализирует нашу молодёжь, сближает часто разновозрастной контингент экскурсантов, учит их культуре общения и интеллектуальному виду отдыха.

Особенность жанра требует обязательного наличия Научного руководства со стороны практикующих, действующих, профессиональных учёных, исследователей. Как правило, это очень занятые люди, ресурс времени которых весьма ограничен. Это не должно удручать юного учёного. Напротив, помогает ему поучиться менеджменту, реально и положительно переоценить свою временную свободу в статусе «школьника», учит уважительно относиться и максимально эффективно тратить своё и чужое время

Очень важная деталь – ведение Дневника наблюдений. Его необходимо изначально правильно оформить (ФИО и фотография автора, печать школы, её реквизиты) и регулярно заполнять, фиксируя абсолютно все события, действия, осуществляемые по ходу написания проекта. Не помешает продублировать Дневник, т.е. вести его в двух экземплярах. Ведь часто приходится быть участником нескольких конкурсов, предоставляемые конкурсантами материалы, по правилам, установленным организаторами, к сожалению, не возвращаются. Будьте к этому обстоятельству  заблаговременно готовы

Неизбежно наступает каникулярный период, который необходимо наполнить новыми исследовательскими возможностями. Например, если это непродолжительные весенние каникулы, заполните их массовыми экскурсиями. А летний этап вынужденного перерыва в научной работе используйте для «летних творческих заданий», которые ученик может выполнить вместе с родителями, отправляясь на семейный отдых по стране или за её пределы. Возможно, по пути их следования удастся посетить Музеи мирового уровня, посетить НИИ зарубежья, встретиться с известными людьми, практикующими учёными. Фотоотчёт о лете – захватывающий репортаж! Придумайте, как задействовать этот уникальный ресурс в интересах научного исследования. Снабдите ученика и его родителей рекомендательными письмами от имени школьной администрации с просьбами о содействии исследовательским начинаниям молодого учёного, написании, таких необходимых для актуализации и авторитетной оценки проекта, научных рецензий

Большое по продолжительности время тратится на оформление научного проекта, так что изначально начинайте выполнять данную работу: сделайте заготовки титульных листов, списка использованной литературы (постоянно его пополняйте), подготовьте постраничное содержание и оглавление, подберите интересные иллюстрации по изучаемой теме – для оформления и заставок (выявите юбилейные даты – для посвящения всей работы какому-то важному событию). Храните и многократно дублируйте все ваши «драгоценные» материалы на разных информационных носителях

Любой проект сейчас требует наличия хорошо поставленной, эффектной, деловой, мобильной презентации, которая не должна слепо копировать материалы научного проекта. Можно, например, рассказать в презентации, как осуществлялось исследование, охарактеризовать его этапы, показать массу людей, причастных к осуществлению проекта, так сказать, проиллюстрируйте то, что осталось «за кадром». Для этого используйте заранее собранный фото материал, отображающий каждое пошаговое событие производимого исследования. Разработайте синхронный текст к презентации. Отрепетируйте хронометраж, дикцию ученика, правильно расставьте интонационные акценты. Выступление с научным проектом можно будет использовать не только для непосредственного участия в конкурсах, но и — лекторской работы в школе, пропагандирующей и популяризирующей интеллектуальный труд. Это отличное «наглядное пособие» в кружковой работе.

Желаю творческих успехов!

Стасенко Тамара Феликсовна,

учитель истории КГУ «ОСШ № 1

директор областного филиала ДОО «Жулдыз»,

стаж 32 года, категория 1,

г. Актау Мангистауской области

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*