«Развитие и образование ни одному человеку не могут
быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.
Извне он может получить только возбуждение…
Потому сама деятельность – средства и одновременно
результат образования».
А. Дистервег
В условиях мощного потока информации, и многообразии его источников важно прививать школьникам умение выделить главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Творческий, преобразующий характер деятельности тесно связан с активностью и самостоятельностью индивида.
Идея о необходимости развития познавательной самостоятельности как важнейшем компоненте целостной личности имеет давнюю историю. Еще Сократ, высоко оценивая возможности каждого индивида к познанию, подчеркивал необходимость умелого руководства познавательной активностью и самостоятельностью обучающих.
Познавательная самостоятельность – это качество личности, отражающая уровень саморазвития учащегося. Она проявляется в его готовности к автономной познавательной деятельности, способности к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями. Внутренняя готовность к познавательной деятельности зависит от совокупности знаний, умений и навыков учебного труда.
Вряд ли можно считать, что уровень познавательной самостоятельности ученика третьего класса выше, чем ученика первого класса, только потому, что первый знает и умеет больше, обладает большим опытом интеллектуальной деятельности. Важен уровень форсированности стремлений, интересов и активности в учении, основу которых составляют мотивы, благоприятная психологическая атмосфера, отношения взаимопонимания, поддержки и доверия.
На развитие познавательной самостоятельности ребенка оказывает множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. На ряду с другими факторами ученые и педагоги-практики выделяют среду-окружения, в котором прибывает ребенок и по средствам которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.
Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает совместная деятельность разного типа (в группах, парах, индивидуально), что позволяет учитывать степень развития их самостоятельности. Ученик с низким уровнем самостоятельности сначала наблюдает за работой других детей, а затем постепенно сам в нее включается: сегодня выполнил только одно действие, завтра- два, а послезавтра он может взять на себя ответственность за выполнение задания от начала до конца. Если команду образуют дети с низким уровнем самостоятельности, учитель может выступить в роли лидера этой группы, помочь определиться каждому в выборе посильного задания или действия, стимулировать стремление к самостоятельности, оказывая помощь ученику, который выбрал задание выше своих способностей, но стремится проявить себя в деятельности.
Работа в условия совместной деятельности разного типа (в группах, парах) побуждает ученика к активным действиям.
Он не может быть долгим наблюдателем: учащийся имеет возможность проявить инициативу, учится планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников, применять свои знания и представления. В условиях совместной деятельности школьник более внимательно относиться к оценке своего участия в выполнении общего задания, поэтому обращения за помощью в случае затруднения носят осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном и не понимаемом — более конкретны.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, начиная с начальной школы.
Именно органический синтез познавательных интересов, потребностей и учебных возможностей ученика может обеспечить рост самостоятельности инициативы в познании, способствуя продуктивной познавательной деятельности. Эти составляющие формируются не только на уроках, но и в внеурочное время.
Заинтересовавшись идеей многопредметного интеллектуального соревнования школьников, мы увидели возможность создания целостной системы внутри школьной учебно-воспитательной работы, направленной на развитие личности каждого ученика. В течение двенадцати дней в детской школе развития «Почемучка» проводится игра «Интеллектуальный марафон». Его проведение способствует созданию ситуации успеха для каждого участника и развитию познавательной самостоятельности младших школьников.
«Интеллектуальный марафон» одна из самых ярких и любимых игр учащихся школы «Почемучка». Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять системность, креативности и критичность мышления.
«Интеллектуальный марафон» дает возможность каждому ученику продемонстрировать приобретенные им обще учебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым формировать у каждого ученика стимулы саморазвития.
На нашем школьном марафоне учащимся традиционно предлагаются задания по четырем циклам: математика, естествознание, лингвистика, художественно-эстетический.
Цели и задачи «Интеллектуального марафона»:
- Продемонстрировать каждому ученику приобретенные им обще учебные умения и навыки
- Проявить интеллектуальные способности
- Раскрыть многогранность своих интересов
- Формировать стимул саморазвития
- Способствовать развитию познавательной самостоятельности
Цикл «Естествознание» включает в себя познание мира, валеологию и экологию.
В цикл «Лингвистика» входит: казахский язык, русский язык и английский язык.
Цикл «Художественно-эстетический» включает в себя: художественную литературу, изобразительное искусство и музыку.
При подготовке к интеллектуальному марафону используются разнообразные методы и приемы, позволяющие активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Так, при подготовке к проведению «Интеллектуального марафона» по математике были проведены открытые уроки «В лабиринте чисел», «В мире старинных задач», «Коммерческая математика для «Почемучек», организована игра по станциям «Математический брэйн – ринг», «Клуб веселых математиков». Был оформлен стенд «Математика – царица всех наук с высказываниями великих математиков, учащиеся написали мини-сочинения о своем отношении к математике, сочиняли стихи и песни. На переменах были организованы подвижные игры «Магические цифры». Проведено Гиннес-шоу Почемучек.
Учащиеся 3-4 классов подготовили интересные сообщения на тему «Старинные меры измерения», «Как люди измеряли время», «Великие математики», «Римские цифры», «Из истории цифр», «Национальные валюты государств».
С удовольствием ре6бята приняли участие в составлении сборника задач «Для тебя и всех друзей», где непременным условием было самостоятельное составление задач с использованием интересных фактов и явлений. Очень понравилось ребятам « Математическое чаепитие», на котором они угощали друг друга выпечкой в форме математических цифр и знаков.
Из наблюдений за работой школьников на уроках можно сделать вывод, что у них стала проявляться настойчивость при выполнении заданий, появилось стремление больше узнать.
Таким образом, организация обучения, при которой школьники активно вовлекаются в процесс самостоятельного поиска, самостоятельного осуществления познавательной деятельности, способствует положительной динамике в развитии познавательной самостоятельности.
Нетрадиционные формы урока способствуют формированию познавательной самостоятельности, помогают в формировании базовых понятий курса технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Польза нетрадиционных форм урока очевидна, поскольку в настоящее время школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных.
Большакова Валентина Михайловна,
исполнительный директор,
учитель начальных классов
школы «Почемучка»,
г. Астана