Home » статьи » Нет предела обучению

Нет предела обучению

Начался новый учебный год, а родителей, да и самих учащихся, волнует то, каким образом повлияют на обучение реформы в сфере образования. Как нам рассказали в ГУ «Отдел образования города Кокшетау»: учебный год начался в сентябре и завершится как обычно 25 мая. Чтобы получить информацию о том, какие преобразования в школьной жизни ожидают кокшетауских ребят, мы обратились к руководителю ГУ «Отдел образования города Кокшетау» Жусупову Бейбиту Айтымовичу.

  1. Все ли школы города начали работу по новой рабочей неделе и сокращенной продолжительности времени уроков?

   С нового учебного года уроки в школах города будут длиться по 40 минут. Переход на пятидневку связан с обновлением учебных программ.

Вопрос о пятидневной учебной неделе каждая школа решает сама, решение принимает администрация школы совместно с родительской общественностью.

В то время как все школы города переходят на пятидневку, в отдельных школах сохранится шестидневная рабочая неделя, в их числе многопрофильная гимназия №5 «Таңдау», где на пятидневное обучение перейдет только начальное звено. В школе гимназии №3 им. М.Габдуллина 1 – 7 классы полностью переходят на пятидневку, а в 8-11 классах уроки вариативного компонента проводятся в субботу. В экологической школе-гимназии № 13 «Экос» занятия по вариативному и гимназическому компоненту также проводятся в субботу.

  1. Как осуществляется работа по сокращению нагрузки на школьников? Ожидается ли уменьшение объема домашних заданий и в 2017 году?

В прошлом учебном году по предложению родительского сообщества и рекомендации экспертов, был сокращен объем домашних заданий, так как умственная нагрузка для школьников сопровождается значительными изменениями в организме, часто неблагоприятного характера. В Санитарные правила внесены изменения. При увеличении учебной нагрузки, расписание уроков согласовывается с Попечительским советом и родительским комитетом.
Домашнее задание рекомендуется не задавать:
1) на праздничные и каникулярные дни (кроме чтения
художественной, дополнительной литературы для общего
развития, проектной работы и решения задач для математических
школ);
2) после проведения контрольных работ;
3) учащимся первых классов (со второго полугодия возможны задания по чтению, в объеме не более 20минут). Новые санитарные правила регламентируют именно эту нагрузку. Приказом Министра образования и науки РК от 24 апреля
2017 года № 182 утверждены Методические рекомендации по организации и выполнению домашнего задания в организациях среднего образования Республики Казахстан.
В соответствии с этими рекомендациями для сокращения затрат времени на приготовление домашнего задания допускаются сдвоенные
 уроки в 5 — 11 классах.
Поскольку ограничения не представлены, администрация каждой школы сама определяет, по каким учебным предметам целесообразно проводить сдвоенные уроки.
Изменены нормативы по объему домашнего задания (на один учебный день) с учетом затрат на его выполнение.
Выполнение домашнего задания не должно превышать: во 2-м классе 50 мин, в 3-4 классах 70 минут, в 5-6 классах — 90 минут, в 7-9 классах — 110 минут, в 10-11 классах — 130 минут.
Руководителям организаций среднего образования рекомендуется прописывать периодичность и сроки управления деятельностью педагогических работников по организации домашнего задания в плане внутришкольного контроля, утверждаемом приказом директора школы ежегодно.
При организации домашнего задания учителю начальных классов,
учителю — предметнику рекомендуется информировать обучающихся о домашнем задании в рамках урока, до звонка, проводить инструктаж по выполнению домашнего задания. Сочетать задания обязательные для выполнения и задания для добровольного выполнения обучающимися. Проводить на уроке работу над ошибками в домашнем задании.

  1. Расскажите о подготовке к 12 летнему образованию и внедрению единой типовой образовательной программы для предшкольного класса.

В странах ОЭСР дети начинают обучаться в школах с 5-6 лет. По оценкам международных экспертов, это самый активный период развития, когда дети легче всего усваивают информацию и новые навыки.

В казахстанских школах схема12-летнего образования вводится по принципу «нулевой» класс + 11 класс, т.е. вводится «нулевой» класс для детей 5-6 лет, а 12-го класса, как такового, не будет. На сегодняшний день предшкольная подготовка уже реализовывается во всех школах города, кроме многопрофильной гимназии № 5 и школы гимназии № 3. При переходе на 12-летнее обучение возможность прохождения «нулевого класса» сохраняется, как в дошкольных организациях, так и в школе. Переход на 12-летнее общее средее образование будет осуществлен во всех школах в 2019-2020 учебном году.

  1. Как осуществляется введение корпоративных форм управления школами через попечительские советы в школах города Кокшетау? Какие полномочия у данного органа, и каким образом они реализуются на местах. В чем отличие попечительского совета от родительского комитета?

В организациях образования создаются коллегиальные органы управления, а формами коллегиального управления организацией образования могут быть совет (ученый совет) организации образования, попечительский совет, педагогический, методический (учебно-методический, научно-методический) советы и другие формы, типовые правила организации работы которых, включая порядок их избрания, утверждаются уполномоченным органом в области образования. Таким образом, попечительский совет организации образования является одной из форм коллегиального управления организацией образования.

В своей деятельности попечительский совет должен руководствоваться законодательством Республики Казахстан, Правилами, а также уставом организации образования. Попечительский совет взаимодействует с администрацией организации образования, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными ведомствами и иными организациями. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется на безвозмездной основе.

Целями деятельности попечительского совета являются: содействие организации образования в осуществлении ее уставных функций, обеспечение финансовой поддержки, содействие дальнейшему развитию организации образования.

Основными направлениями деятельности попечительского совета, согласно Правилам, являются: оказание помощи организации образования в проведении социально-культурных, оздоровительных и развивающих мероприятий. Содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в области воспитания и обучения, в получении образования, улучшении бытовых условий и трудоустройстве обучающихся из социально уязвимых слоев населения, внесение предложений, направленных на устранение недостатков в деятельности организации образования.

В 20 школах города функционируют 20 попечительских советов. В отличие от родительского комитета в попечительский совет могут входить не только родители, но и руководители крупных учреждений, влиятельные люди, которым под силу привлечь к школе внимание спонсоров. Кроме основной финансовой деятельности попечительский совет может организовывать проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников, содействовать введению инновационных обучающих программ, планировать массовые школьные мероприятия и многое другое.

  1. В настоящее время проводится апробация подушевого финансирования в пилотном режиме. Как происходит данный процесс в школах города Кокшетау?

Переход на подушевое финансирование среднего образования предусмотрен государственной программой развития образования на 2011-2020 года, поскольку назрела необходимость в переходе от финансирования затрат образовательных учреждений по потребности к финансированию расходов на обучение в зависимости от численности учащихся.

Механизм подушевого финансирования направлен на совершенствование подхода к финансированию школ и обеспечению реализации образовательного процесса в школах.

В городе в шести школах реализовывается данный проект. Это в средней школе №4, многопрофильной гимназии №5, средней школе № 8, средней школе №19, экологической школе гимназии №13, КСШ№3.

Материальное стимулирование учителей в прошлых годах положительно сказывается на достижениях учащихся школ в конкурсах и соревнованиях различного уровня, в том числе и международных и на методической работе самих учителей (обобщение опыта, участие в профессиональных конкурсах). А так же позволяет в достаточно большом объеме приобрести современный наглядный материал и литературу в предметные кабинеты, улучшить материально- техническую базу школы. Представляется возможным участие школьников в различных конкурсах международного и республиканского масштабов за счет финансирования по данному проекту.

Нормативная документация обеспечивает успешную реализацию данного пилотного проекта. Эффективность расходования бюджетных средств ежемесячно контролируется в школах попечительским советом.

Результаты, полученные за три года апробации, позволяют сделать вывод о прямой взаимосвязи изменения принципа финансирования и положительной динамики качества образования.

Интервью подготовила

 А. Камалиева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*