Важнейшими направлениями политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Нравственная культура является важнейшим критерием уровня воспитанности современных школьников. Нравственность – это определенное состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, сознание совести, характера, характеризующее уровень его человечности, отношение его к другим людям, к природе и к миру.
Нравственный потенциал ребенка не зависит от суммы знаний, умений и навыков. Это сложное состояние личности должно рассматриваться как универсальная интеграция, своеобразный сплав разносторонних способностей, потребностей и интересов конкретного человека.
Огромную роль в нравственном воспитании играет начальная школа.
Нравственно — духовное воспитание младших школьников осуществляется в процессе обучения общения со сверстниками, под влиянием семейного воспитания. Вот почему особенно важна роль окружающей среды ребенка, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми.
Однако нравственное воспитание невозможно без тесного сотрудничества школы с семьей. Именно в семье ребенок получает первый опыт нравственности, моральных норм поведения. Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами. Ребенок своим поведением показывает, насколько высок нравственный уровень его семьи. Педагог в процессе общения с учеником видит все проявления его нравственных качеств, может определить отношение ребенка к людям других национальностей, их обычаям, традициям, языку, его взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, с пожилыми. С посторонними людьми в различных ситуациях, определить его душевное состояние. По ученику хорошо видны отношения родителей к старшим членам семьи, формы взаимоотношений в семье между родителями и ребенком. Учитель может определить уровень сформированности качества ребенка и готовности применять добродетели в повседневной жизни. Вот почему работа семьи должна идти рука об руку со школьным учителем. Обладая педагогическим мастерством, профессиональной компетентностью, учитель должен наладить тесный контакт с родителями, в доброжелательной тактичной форме найти пути совместной деятельности по нравственному воспитанию ребенка, стать помощником и добрым советчиком. Поэтому так важно найти ключ к пониманию каждого родителя, найти в нем единомышленника. Важно подобрать индивидуальные формы и методы работы с каждым родителем относительно конкретного ребенка в конкретной семье.
Ахатова Г. С.,
учитель начальных классов,
СОШ № 15, г. Павлодар