Цели урока:
Образовательные:
— развить умение анализировать эпизоды,
— уметь сопоставлять и сравнивать героев,
-доказать, что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер,
-научить находить в произведении главную информацию,
-развивать аналитическое чтение,
Развивающие:
— развивать познавательные способности,
-формировать интерес к чтению
Воспитательные:
-воспитывать чувство патриотизма, товарищества и гордости за страну и народных героев,
-развивать представление об эстетической ценности произведений искусства.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Мотивация.
Беседа.
— Ребята, вам когда-либо приходилось встречаться с понятием «нравственный смысл»? Что понимается под ним?
Работа с цитатами.
Высшая нравственность – это жертва своей личности в пользу коллектива. (М.М. Пришвин)
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. (В.Г. Белинский)
Целеполагание.
— Какова, по-вашему, цель нашего урока?
— Как эта тема может помочь вам в жизни?
— Мудрые люди говорят: «Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными» (Я.А. Коменский). «Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперед человек» (А. Дистервег)
На доске вы видите эпиграф, прочитайте его внимательно.
Первый долг и первая честь казака
есть соблюсти товарищество.
Сколько ни живу я на веку, не слышал я,
паны-братья, чтобы казак покинул
где или продал как-нибудь своего товарища.
Н.В. Гоголь » Тарас Бульба»
Попробуйте из эпиграфа понять, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(ответы: о товариществе, героизме, и предательстве с рассуждением.)
Как вы думаете, актуально ли эта тема в наше время?
Знакомясь с произведением, очень важно видеть даже самые мелкие детали, т.к. это зачастую раскрывает поступки героев и отражает отношение автора к ним.
В процессе урока вы должны будете дать своё определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства» Выявить истоки героизма и предательства в произведении Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»
- Реализация домашнего задания. Инсценировка эпизодов.
1 ряд – Встреча отца с сыновьями.
2 ряд – Казнь Андрия.
3 ряд – Первая встреча Андрия с панночкой.
III. Работа в группах. (Деление на группы)
- Гора истории.
- График эмоции.
- Демонстрация персонажа на стене.
- Прием ПОПС-формула.
- Рефлексия. «Шесть шляп»
Ребята, сегодня мы будем рассматривать наш урок с позиции шести шляп мышления.
Каждая группа получает по две шляпы. Ученики знают, как работать по этой стратегии. Под белой шляпой – факты, что нам известно. Под зеленой – каковы творческие идеи по применению, под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты. Под черной шляпой – негативные стороны, под синей – контроль, все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе: обобщение и выводы.
- Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из тем: “Тарас Бульба – народный герой”, “Мои любимые страницы повести”.
Байшагирова Бактыбала Диханбаевна,
учитель русского языка и литературы,
ШЛ «Қазғарыш» №50 им. Райымбек батыра
города Астаны