Home » Открытый урок » Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 Цели урока:

Образовательные:

— развить умение анализировать эпизоды,

— уметь сопоставлять и сравнивать героев,

-доказать, что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер,

-научить находить в произведении главную информацию,

-развивать аналитическое чтение,

Развивающие:

— развивать познавательные способности,

-формировать интерес к чтению

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, товарищества и гордости за страну и народных героев,

-развивать представление об эстетической ценности произведений искусства.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Мотивация.

Беседа.

— Ребята, вам когда-либо приходилось встречаться с понятием «нравственный смысл»? Что понимается под ним?

Работа с цитатами.

Высшая нравственность – это жертва своей личности в пользу коллектива. (М.М. Пришвин)

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. (В.Г. Белинский)

Целеполагание.

— Какова, по-вашему, цель нашего урока?

— Как эта тема может помочь вам в жизни?

— Мудрые люди говорят: «Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными» (Я.А. Коменский). «Богатством прошлого и своего времени пользуется каждый стремящийся вперед человек» (А. Дистервег)

На доске вы видите эпиграф, прочитайте его внимательно.

Первый долг и первая честь казака

есть соблюсти товарищество.

Сколько ни живу я на веку, не слышал я,

паны-братья, чтобы казак покинул

где или продал как-нибудь своего товарища.

Н.В. Гоголь » Тарас Бульба»

Попробуйте из эпиграфа понять,  о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(ответы: о товариществе, героизме, и предательстве с рассуждением.)

Как вы думаете, актуально ли эта тема в наше время?

Знакомясь с произведением, очень важно видеть  даже самые мелкие детали, т.к. это зачастую раскрывает поступки героев и отражает  отношение автора к ним.

В процессе урока вы должны будете дать своё определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства» Выявить истоки героизма и предательства в произведении Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»

  1. Реализация домашнего задания. Инсценировка эпизодов.

1 ряд – Встреча отца с сыновьями.

2 ряд – Казнь Андрия.

3 ряд – Первая встреча Андрия с панночкой.

III. Работа в группах. (Деление на группы)

  1. Гора истории.
  2. График эмоции.
  3. Демонстрация персонажа на стене.
  4. Прием ПОПС-формула.
  5. Рефлексия. «Шесть шляп»

Ребята, сегодня мы будем рассматривать  наш урок с позиции шести шляп мышления.

Каждая группа получает по две шляпы. Ученики знают, как работать по этой стратегии. Под белой шляпой – факты, что нам известно. Под зеленой – каковы творческие идеи по применению, под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты. Под черной шляпой – негативные стороны, под синей – контроль, все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе: обобщение и выводы.

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из тем: “Тарас Бульба – народный герой”, “Мои любимые страницы повести”.

Байшагирова Бактыбала Диханбаевна,

учитель русского языка и литературы,

ШЛ «Қазғарыш» №50 им. Райымбек батыра

города Астаны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*