Урок русского языка в 9 классе.
Цель: обобщить и систематизировать знания о синтаксической конструкции простого предложения; умение различать предложения по структуре: по составу главных членов (двусоставное, односоставное), по наличию второстепенных членов (распр., нераспр.), по полноте состава (полное, неполное), осложненное; формировать пунктуационные навыки; закрепить умения выполнять полный синтаксический разбор;
развивать познавательную деятельность, внимание, сосредоточенность, умения выражать свои мысли лаконично и эмоционально;
содействовать воспитанию трудолюбия, дружбы, гражданственности, патриотизма, чувства взаимопомощи.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
1.Организационное начало урока. Положительный настрой на урок.
Психологический настрой на восприятие материала
— Эпиграфом к уроку я взяла замечательные строки Абая:
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье — светоч сердец.
Хочу пожелать вам, ребята, не уставать учиться, быть любознательными, совершенствовать свои знания и навыки, унести с этого урока хорошее настроение к окружающим. Улыбнитесь, пожелайте себе и друг другу только хорошее. Девиз сегодняшнего урока: «Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли».
Оценивать вы себя будете самостоятельно. На поля ставите баллы по каждому этапу урока: 3 балла — знаю материал на 100%; 2балла-на 80%; 1балл –на 50%.
- Актуализация.
Слово о Независимости. Выборочная работа
— Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о Независимости Казахстана.
Независимость — непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан, как завещали нам наши героические предки.
-О чем это предложение? Как вы поняли мысль Президента? (Одно из определений независимости, выстраданных мыслей Президента, в ней идет речь о необходимости быть патриотом своей страны)
-Найдите в последней части выступления другое важное определение счастливой страны: (В XXI веке только та страна заживет счастливо, которая будет сильна единством, радостна своим трудом, дружна своими людьми)
-Что он считает главным для счастливой страны? (дружба народов, толерантность, трудолюбие)
-Итак, мы обозначили лексическую тему урока, а языковая тема связана с синтаксисом.
Поделитесь своими знаниями о простом предложении с соседом по парте.
Задание: на центральном постере определить знания о простом предложении.
Определите тему урока (Тире в неполном предложении). Синтаксический разбор простого предложения.
Работа по 2 абзацу текста (чтение)
О чем говорится в этом отрывке?
Запись предложений:
Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости!
Выполните синтаксический разбор предложения.
(простое, побудительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное однородными сказуемыми).
Он воплощается в каждом младенце, родившемся на свет под ясным и солнечным казахстанским небом.
(простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением).
Оцените свои знания.
- Формирование новых понятий.
Он – в каждом гражданине страны и каждой казахстанской семье, каждом новом построенном доме, каждом городе, ауле и селе.
Расскажите о синтаксической конструкции этого предложения.
Предложение неполное. Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Вместо пропуска в таких предложениях ставится тире. В этом предложении пропущено сказуемое.
Деление на группы (с помощью слов НЕЗАВИСИМОСТЬ, РЕСПУБЛИКА, КАЗАХСТАН)
Казахстан развивается в приоритетных сферах: экономика, международное сотрудничество, социальная сфера.
В современном мире совершается информационный взрыв. В различных областях производства и науки знания обновляются: многое устаревает, становится ненужным.
Что же необходимо делать в этих условиях, чтобы не отстать от передовых знаний?
Нужно постоянно добывать новые знания, не останавливаться, не забывать, что многого мы еще не знаем.
Составление кластера
1 группа — Проект экономического развития Казахстана до 2050 г.
2 группа — Проект развития международных отношений Казахстана с другими странами
3 группа — Проект развития социальной сферы города Актобе.
Презентация кластеров.
Оценка за деятельность в группе, учитывая:
Я предлагал идеи (1б)
Я воплощал идеи на постере (1б)
Я участвовал в защите постера (1б)
- Применение.
Работа у доски.
Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. Максим Горький
Записать.
Объясните значение слов Горького.
Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
Послание Н.А. Назарбаева народу Казахстана (читать).
«Мы будущее Казахстана!», под таким заголовком написать обращение к каждому гражданину Казахстана, дойти до каждого сердца казахстанца.
Составить простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами.
Оцените свои знания.
Подсчитайте баллы: 9-«5», 8-6 – «4», 5-3 –«3».
5.Домашнее задание, инструктаж.
Эссе на тему «Слово о Независимости Казахстана»
- Итог урока. Оценка за работу на уроке
Рефлексия
(На стикерах: голубые, желтые)
Какое впечатление произвел на вас урок?
-Какие новые мысли и чувства у вас появились?
-Заметили ли вы свои успехи?
Желтый стикер – эмоции
Голубой стикер – ваши знания, которые вы обобщили и закрепили сегодня.
-Если всесторонне рассмотреть тему сегодняшнего урока, то в будущем хочется увидеть каждого из вас с четкой гражданской позицией, стремление прославить нашу страну на мировой арене, и, конечно же, не забывать о своих знаниях русского языка.
Компанцева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Гимназия №132»
города Алматы