Home » Учебно-методические материалы » Обеспечение нового качества образования через внедрение современных методик и эффективных педагогических технологий

Обеспечение нового качества образования через внедрение современных методик и эффективных педагогических технологий

Расширить профессиональную компетентность современного учителя, а, следовательно, и результативность работы помогут знание и соблюдение педагогических требований к уроку.

Что такое современный урок? Как сделать так, чтобы он вооружал учащихся не только знаниями и умениями, значимость которых, невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивало творческое отношение к действительности.

Сформировать функционально грамотную личность, научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, самостоятельному овладению знаниями, сформировать потребность в чтении, осмысленном освоении нового материала — основная задача сегодняшнего дня. Перед учителями словесниками стоит задача — направить изучение русского языка и литературы на их практическое применение, обогатить речь учащихся. Основную свою задачу я вижу в том, чтобы помочь становлению гармонично развитой личности, способной мыслить неординарно, умеющей применять  полученные знания для решения разных проблем, имеющей богатый словарный запас.

Со стремительным развитием нашего государства возросла роль школы: следовательно, усложнились задачи учителя. Задача сегодняшней школы – обучить компетентного человека, который мог бы оригинально мыслить, самостоятельно находить информацию, анализировать ее, принимать верные решения в условиях быстро меняющегося мира.

Какова же роль современного учителя? Цель учителя языковеда — учить детей думать по- новому, решать проблемы, которые ставятся, мыслить критически, анализировать, быть грамотными, уметь ориентироваться в окружающем мире. Но это невозможно решить в рамках традиционной модели обучения. Нужны инновационные подходы. Сейчас в школьной практике находят применение различные современные методики и педагогические технологии. Технология развития критического мышления, использование ИКТ, игровые технологии, метод проектов, уровневая дифференциация — вот некоторые из них, применяемых мною в процессе обучения, о которых я хочу рассказать.

Профессор, преподаватель американской литературы Девида Клустера в своей статье «Что такое критическое мышление» указал на те теории, концепции, которые лежат в основе этого метода, дал  научное обоснование этого метода.  Внимательно изучив статью, сопоставив с опытом своей работы, результатами, я пришла к выводу, что метод развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП), относящийся к новым технологиям способствует прочному усвоению знаний, формированию общеучебных и коммуникативных компетенций.

Цель этого метода – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в учебе: работа с источником, информацией, анализ и сопоставление данных. Все эти качества заложены в каждом ребенке, и я свою задачу вижу в том, чтобы раскрыть и целенаправленно, интенсивно развивать их.

Компетентностный подход позволяет формировать не только знания и умения, но и способность решать познавательные и жизненные задачи, чтобы в перспективе стать успешным человеком.  На каких же принципах построено критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самое главное, каждый ученик сам решал, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация, которой владеют ученики, является отправным пунктом, а не конечным. Чтобы сформулировать сложную мысль, ученики должны переработать гору «сырья» — фактов, текстов теорий,  идей. Этот вид деятельности характерен для уроков обобщения, форма которых —  игра, диспут. Мною проведен показательный нестандартный урок русского языка по теме «Морфологический разбор причастия» в 7 «Б» классе:

На моих уроках я стараюсь применить все 7 модулей программы уровневых курсов.

После проведенного урока, я сделала для себя много выводов, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегий на том или ином этапе урока. Я учу рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализирую свои действия на уроке.

Считаю, что выбранные мною методы и педагогические стратегии на каждом этапе урока положительно сработали. Я, как учитель получила новый опыт работы с учащимися, пусть и не полностью удовлетворена своими действиями, но на то я и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность.

На данном уроке присутствовали: самостоятельная поисковая деятельность, самооценивание по критериям. Структура урока содержит вопросы проверки знаний, физкультминутку, вопросы для учащихся. Этот урок позволил мне организовать разные виды деятельности учащихся; работать в составе группы и самостоятельно с источником информации, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Во время урока акцентировала внимание учащихся на том, что важную роль играет не только познавательная деятельность, но и умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать в устной и письменной форме результаты своей работы, вступать в диалог, оценивать свою деятельность и работу одноклассников.

Ещё раз убедилась в том, что с помощью диалогового обучения дети активнее вовлекаются в учебный процесс.

Я всегда испытываю полное удовлетворение и радость от того, что мы справляемся с поставленными целями и задачами, что мои учащиеся могут анализировать все свои действия, отмечать положительные и отрицательные стороны, делать выводы и рефлексировать на каждом этапе урока, ставить цели на будущее, работать сплочённо, самокритично оценивать свою деятельность и работу одноклассников.

Выбранная структура была рациональной для  решения воспитательных и образовательных задач урока. Эти вид деятельности позволяет воспринимать и удерживать в памяти разнообразные сведения.

Положительным результатом моей работы во время урока я считаю то, что все ребята уходят с урока, получив оценку, которую знают, за что они получили и над чем им ещё следует поработать.

А об их оценке мне за то, как я провела тот или иной урок всегда говорит «ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭМОЦОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ» (градусник со шкалой), на котором они, закрепив стикер,  оценивают своё самочувствие во время урока. Приятно видеть то, что стикеры всегда находятся в верхней части «градусника», это говорит о том, что урок им понравился, зарядил их энергией и энтузиазмом, и они желают что-то делать дальше.

Отзыв учащегося:

Мне очень нравится манера преподавателя. Учитель замечательный.

Большое спасибо за прекрасное изложение материала, внимание к каждому ребенку. Все ребята работали с удовольствием, закрепляли материал быстро и легко.

Я получил большое удовольствие от атмосферы на уроке. Урок был динамичным, все задания были ясными, доходчивыми. Всё было наглядно. Использование ИКТ и интерактивных заданий  усилило положительный эффект всего урока. Мы занимались поиском информации в Интернете, что разрешается и применяется не на каждом уроке у учителей.

Во время таких уроков у нас в коллективе складываются доверительные отношения, между всеми участниками учебного процесса: учитель доверяет нам оценить по критериям себя и одноклассника, а мы в свою очередь доверяем оценить  свои знания, применённые и реализованные  на уроке.

Жду, что все учителя приступят к такой технологии, так как это стимулирует нас, мы становимся ответственнее. Мы задумываемся над тем, как ещё стать более успешными.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Урок постановки вопросов и решений проблемы был ясно продемонстрирован на уроке русской литературы по творчеству Шолохова —  Тема жизненных испытаний в рассказе «Судьба человека».

Ребятам была поставлена проблема – «Человек — создатель своей судьбы?», требующая большой работы для ее разрешения. Работа включала в себя и самостоятельную деятельность, и сбор фактов, информации, поисковую и аналитическую деятельность.  Повторение и проверка домашнего задания, анализ отрывков текста с целью закрепления знаний об образных средствах речи, составление модели художественного пространства и художественного времени, характеристика каждого вида пространства и времени, характеристика художественных образов —  все эти виды деятельности учащихся определяют критическое мышление как особый вид умственной деятельности, подчеркивают роль критического мышления в решении вопросов и проблем.

Учащиеся, работая с текстом рассказа Шолохова, должны были определить, каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть испытания, посланные судьбой; поразмышлять, а можно ли после пережитых страданий сохранить в своей душе способность любить и возродиться к жизни.

Фрагмент урока: Если в линиях рук заложено предначертание судьбы (ведь недаром гадают по руке), то Шолохов почти не дает читателю возможности гадать. Кроме того, он обращает наше внимание на некоторые конкретные детали, имеющие немаловажное значение.

Какое?

Обратимся к картам исследования:

1-я группа исследовала описание рук главного героя.

2-я группа выясняла значения имен героев.
3-я группа работала с описанием глаз Андрея Соколова.
Учитель: Какое же значение для Шолохова имеет деталь?
Дети: Такими, незначительными на первый взгляд, деталями Шолохов раскрывает и черты характера человека, и его душевное состояние, и предопределение судьбы.

Фрагмент урока: Учитель: Андрей Соколов — создатель не только своей судьбы, но и судьбы своей страны в переломный момент истории.

Человек… Судьба… Родина… Эти понятия неразрывно связаны.
Создание синквейнов по группам.

Человек
Мужественный, стойкий
Испытал, выстоял, не сломался
Настоящий защитник Родины
Борец

Учитель: Возможно, Книга Судеб действительно существует, но самые главные записи делаем в ней мы. Давайте же оставим свои записи в нашей Книге Судеб.
В-четвертых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. Умение аргументировать свои ответы заставляет учеников не просто мыслить, а мыслить так, чтобы его доводы были убедительными. Что для этого нужно? Знание текста, умение найти то, что спрятано за словами на первый взгляд, а также умение преподнести свои доводы так, чтобы к имеющимся трактовкам произведения добавить свое, индивидуальное решение проблемы. Все названные выше уроки пример этому.

Решение проблем основывалось на аргументированных доводах, которые преподносили учащиеся.  Следовательно, школьник, способный критически мыслить, владеет: разнообразными способами осмысления  и  оценки информации,  может выделить противоречия,  может аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

Я считаю, что изучение литературного произведения невозможно без сопоставления, сравнения с миром окружающим, с нашим временем. Важно, чтобы ученики нашли точки соприкосновения, различия. Вся эта работа будет направлена на выработку качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терминами, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Это все будет способствовать тому, чтобы значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

Урок  русской литературы в 9 классе по теме: РР: Подготовка к сочинению.

Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Проектный метод на уроках литературы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» основан  на идеях развития  критического мышления через чтение и письмо. Урок построен на применении интерактивных методов обучения, включающих проблемно-поисковый, исследовательский и сопоставительный  методы. Обучающие задачи включали отработку практических умений по анализу романа и работа над образами главных героев: 1. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча; 2. Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить? 3. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика — странствующего офицера. 4. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери», их сопоставлению.

Развивающие методы включали развитие самостоятельного мышления,  умения выражать свои мысли лаконично и четко,  делать выводы, способствовали развитию эмоционально-эстетического восприятия информации.

Использование ИКТ (презентация, слайды к этапам урока) позволило  заинтересовать учащихся темой.  Модель урока: «Побуждение – Осмысление — Рефлексия».

Методы и стратегии включали слово учителя, групповую мыследеятельность, сбор информации, работу по картам анализа текста, метод круглого стола.

На этапе «Побуждение» использовала прием «Мозговой штурм»: Основополагающий вопрос: Действительно ли Печорин — герой своего времени?

Проблемные вопросы:

  1. Что в основе характера Печорина: «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть»?
  2. Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?
  3. Что или кто виноват в трагедии Печорина — общество, обстоятельства или он сам?
  4. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Этап  «Осмысление»  включал приемы  самостоятельных исследований учащихся,  групповую работу для анализа текстов  по алгоритму.

В качестве систематизации всей имеющейся и полученной информации использован прием «Составление кластера».

Этап «Рефлексия» дал ответ на проблемный вопрос,  поставленный в начале урока «Действительно ли Печорин — герой своего времени?» с помощью синквейна.

В качестве домашнего задания предлагается сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, что также позволяет неординарно подойти к закреплению знаний учащихся, учит их мыслить творчески.

  1. Задания для групп: * только примеры из текста
  2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

— Рассмотрим точку зрения первого рассказчика — Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)

— Как вы объясните значение слова «странный»?

  • — Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?
  • — Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
  • — В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?
  • Задания для групп: * только примеры из текста
  • Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».

— Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

  1. — Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?
  2. — Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
  3. — Как это его характеризует?
  4. — Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?

— Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

 

  1. Задания для групп: * только примеры из текста
  2. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика — странствующего офицера.

— Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?

  1. — Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
  2. — Какова роль портрета Печорина?
  3. — Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?
  4. — Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

Одним из условий формирования у школьников прочных знаний является использование на уроках русского языка таких приемов, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, систематизируют знания, обеспечивают глубокое повторение пройденного. Такое повторение предполагает:

1) охват широкого круга вопросов, связанных с изучаемой темой;

2) реализацию в процессе повторения внутрипредметных связей;

3) расширение кругозора учащихся, благодаря использованию таких заданий, которые помогают учащимся открыть новые стороны в известном уже материале.

С этой целью применяю в своей работе  словарный диктант с комплексным заданием. Специфика такого диктанта состоит в том, что слова, включенные в него, в процессе анализа рассматриваются с различных, порой неожиданных для учащихся точек зрения.  Словарные диктанты и задания к ним составляю по разделам и  темам.

Например:  Фонетика, графика

Просьба, еж, скворечник, лошадка, подъем, честный, дуб, цепь, воз, вез.

Вопросы и задания:

  1. Обозначьте орфограммы, объясните их.
  2. Назовите слова с одной орфограммой, несколькими, без орфограмм.
  3. Выделите слова, в которых количество звуков:

1) меньше, чем количество букв,

2) превышает количество букв.

  1. Найдите слова, в которых происходит оглушение, озвончение согласных.
  2. Укажите слова, которые отличаются только твердостью и мягкостью согласных звуков.
  3. Сделайте фонетический разбор слова подъем.
  4. Игра «Лучший диктор» Лексика

Поседел от горя, улыбается от счастья, посидел  у холодного ключа, разрядил ружье, разредил грядки, хороший товарищ, плохой друг, едкий дым.

Вопросы и задания:

  1. Обозначьте орфограммы, назовите их.
  2. Найдите слова, для правильного написания которых надо знать их лексическое значение.
  3. Найдите синонимы и антонимы.
  4. Выделите слова, употребленные в переносном значении.
  5. Определите по толковому словарю значение слова едкий.
  6. Микродоклад по слову едкий.

Эта работа, способствует закреплению и систематизации изученных знаний, обеспечивает комплексность в решении орфографических, грамматических и лексических задач, позволяет сочетать формирование орфографических и грамматических навыков с развитием речи учащихся. Такие задания  можно использовать как в процессе текущего повторения, так и в конце учебного года — при итоговом повторении.
Важное значение при проведении урока имеет  организация работы в парах и групповая работа.  Эта работа развивает  самостоятельность учебного труда, создает  ситуацию успеха.  Взаимообучение, проверка и контроль направлены   на формирование ответственного отношения учащихся к процессу образования.

В своей работе я старюсь применять различные формы ИКТ. Это и презентации к урокам, составленные мною, слайды к определенным этапам урока, просмотр фрагментов фильмов.  Особый интерес у учащихся вызывают уроки, которые я провожу в мультимедийном кабинете.  Для развития творческого и образного мышления я практикую с учащимися такую работу: рисование иллюстраций к произведениям  в программе Pаint,   создание  презентаций, составление кластеров, схем, таблиц. Поиск информации (онлайн) в Интернете. Использование ИКТ позволяет  расширить познавательный диапазон знаний учащихся, повысить плотность урока, способствует охвату широкого круга  вопросов, связанных с темой.

С целью развития творческого и исследовательского мышления учащихся  использую  метод проектов. Практикую создание среднесрочных проектов, на подготовку которых отвожу неделю,  и мини-проектов на одном уроке. Так Учащиеся 6 класса, работая в группах, подготовили  на уроке мини-проект  по теме «Ветхий завет. Сотворение мира».  Совместная деятельность детей в группе: рисование иллюстраций, подготовка информации из источника, правильное распределение обязанностей  — позволили успешно защитить проекты.

Технология уровневой дифференциации основана на движении ученика от начального, ученического уровня, в котором предусмотрены задания на воспроизведение изученного в процессе применения на практике к 2 уровню – типовому или алгоритмическому, требующему преобразования полученных знаний, от него – к 3 уровню – эвристическому, включающему задания познавательно-поискового типа, выполнение которых требует таких мыслительных операций, как анализ и  синтез, сравнение и выделение главного, обобщение  до 4 уровня — творческого уровня, требующего от учащихся опоры на свой жизненный опыт, работы воображения и активного мышления. Уровневые задания позволяют   контролировать уровень знаний учащихся, степень усвояемости учащимися учебного материала.

Использование игровых технологий, физминуток снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности.

В игре ученик ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе и с учителем. Ученик  получает право на свое мнение, на оригинальное решение ситуации.  Участников игры интересует не только результат игры, а сам процесс игры. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у учащихся вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива.

Игра – это форма познания мира. Игровые технологии применяю как в процессе некоторых уроков, такие как словесные игры, ситуативные игры, ролевые игры,  так и во внеклассной работе.  Словесные игры тренируют, развивают память, внимание, языковую догадку,  активизируют и расширяют словарь, речевые клише, способствуют проявлению  творческих способностей, а также развивают их. Внеклассная работа по предмету  играет большую роль в становлении гармоничной личности. Внекласная  работа дает простор инициативе и творчеству учителя и учащихся. Это системная работа, которая привлекает учащихся своей разносторонностью, постоянным совершенствованием.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся музыкальные разминочные упражнения, после каждой фазы умственного утомления, наступающей каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Такая работа способствует поднятию интереса учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность.

Я стремлюсь к тому, чтобы перейти от традиционной педагогики, от обучения «по программе» к педагогике прогрессивной, творческой. Конечно, не все еще получается так, как хотелось бы. Это происходит по не зависящим от нас проблемам: телевидение, видео, компьютер вытесняют живое чтение, а не дополняют его. Поэтому я всегда ищу новые пути, формы уроков, чтобы заинтересовать учащихся чтением, учением  и добиваться  определенных успехов в учебе, участии в творческих конкурсах. Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных, областных, республиканских  мероприятиях, читают стихи, инсценируют произведения.  Являются призерами интеллектуальных игр, конкурсов сочинений, и т.д.

Моя педагогическая деятельность также приносит свои результаты, которые отмечены грамотами и дипломами, сертификатами.

Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение новых технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Внедряя новые подходы в преподавании   и обучении, я лично  убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. В результате  внедрения новых подходов в практику преподавания мне удалось достичь успеха в создании дружеской атмосферы класса. Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, обосновывали свое мнение, использую в работе развивающие и творческие задания, технологию критического мышления,  критериальное взаимооценивание и самооценивание. Большое внимание уделяю возрастным особенностям учеников.

На моих уроках ученики разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, создают постеры и флипчарты, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга, оценивают свою деятельность и работу своих одноклассников; рефлексируют, давая оценку проведенному уроку;  сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны.

Все эти качества являются важными для формирования функциональной грамотности, ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.

Желаю всем педагогам не останавливаться на достигнутых результатах в своей работе. Необходимо помнить, что мы обучаем детей, которым предстоит включиться во взрослую жизнь как минимум через 10-15 лет. Кто из нас может сказать, каким будет мир будущего. Поэтому, обучая детей, мы должны готовить их к деятельности на рабочих местах, которые еще не существуют; владению технологиями, которые еще не изобретены; решению проблем, о существовании которых человечество еще не знает.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Считаю, что использование приемов различных технологий, современных методик способствует новому качеству образования, создает системное решение учебных задач: повышение качества знаний, активное и успешное участие в различных конкурсах, воспитывает граждан информированных, способных успешно самореализоваться в жизни.

 

Список использованной литературы:

  1. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя/ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышления / журнал «Русский язык и литература в казахской школе,  2003г., № 3.

Макушева Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

ГУ «Карасуская средняя школа

отдела образования акимата Карасуского района»

Костанайская область, Республика Казахстан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*