Безграмотными в 21 веке будут не те,
кто не умеет читать и писать, а те,
кто не умеет учиться, разучиваться и
переучиваться.
Элвин Тоффлер
В современной школе всегда была и остаётся миссия — воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает в порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучения и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н.Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Сразу следует отметить, что обновленная программа — это не только новые учебники, новая сетка часов, новые подходы, методы, стратегии, но, что самое главное, изменение в содержании образования, новое видение долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также новые подходы в оценивании детей (формативное, суммативное оценивание).
Я, как учитель 1 уровня, работаю с 2013 года, применяя эффективные стратегии и методы, провожу коучинги и менторинг, консультирую коллег, участвую в работе сетевого сообщества школы. Но и мне было очень интересно обучиться по обновленной программе. В июле 2017 года я обучалась по обновленной программе по географии в ЦПМ г. Шымкент. Начав занятия, мне было не понятно, как будет осуществляться переход обучения в школе по новой программе, оценивание учащихся. На курсах мне запомнились эффективные способы оценивания, интересные способы деления на группы, обмен опытом с коллегами. Я узнала о Системно-методическом комплексе – обширной онлайн платформе, которая создана и функционирует с целью оказания методической и консультативной поддержки педагогическим работникам образования РК в рамках обновления содержания среднего образования.
Содержательным отличием обновленных учебных программ являются:
— принцип спиральности в проектировании содержания предмета;
— иерархия целей обучения по таксономии Блума;
— педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
— наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и реализация межпредметных связей;
— соответствие содержания разделов и тем предметов духу времени, акцент на формирование социальных навыков;
— технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
По окончанию курсов я могу с ответственностью заявить, что задачи, поставленные перед учителями школы выполнимы; методы, приемы и стратегии способствуют активному вовлечению в учебный процесс.
Обновлённая программа предполагает спиральную модель обучения, то есть постепенное расширение и углубление знаний, что ведёт к эффективному преподаванию предмета, целью которого является улучшение языковой компетенции учащихся. На курсах мы учились применять в своей практике систему критериального оценивания, создавать коллаборативную среду, использовать новые формы, методы, активные стратегии обучения. Они позволили нам пересмотреть роль учителя и роль учащегося в учебном процессе, а также ознакомиться со структурой, содержанием, последовательностью, целями и задачами обновлённой образовательной программы по предмету.
Я поняла, что взаимодействие, сотрудничество ребят в процессе выполнения работы, общение, диалог, развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма — играют огромную роль в обучении. Сегодня нужно отходить от традиционных форм работы, где учитель-оратор, а ученики — пассивные слушатели. Повышать мотивацию учащихся, чтобы детям было интересно учиться, чтобы изучаемый материал был принят ими и усвоен, чтобы пришло понимание, как учиться. Ответы на все вопросы я нашла, обучаясь на курсах повышения квалификации.
Коллеги, которые обучались на курсах вместе со мной, понимая, что на них лежит огромная ответственность за качество продвижения процесса обновления содержания обучения, с первых дней курсов приступили к серьезной работе по освоению новых аспектов предстоящей деятельности. Согласно программе курсов велась целенаправленная работа по обучению слушателей азам конструктивистского подхода в преподавании и обучении, шло постижение идей критериального оценивания. Педагоги на тренингах постигали многообразие граней целенаправленного взаимодействия, приобретали опыт применения стратегий интерактивного общения. Постоянная рефлексия деятельности ставит учителей в позицию активного поиска путей профессионального самосовершенствования как педагогов с более чем 20- летним стажем практической деятельности, так и учителей, которые только год назад переступили порог школы.
Глядя на энтузиазм слушателей курсов, ясно понимаешь, что именно школьному учителю по плечу все реформы и инновации в образовании. И мы, педагоги, должны быть готовыми к новым идеям, новшествам в образовании Республики Казахстан.
Одна из важных задач обновленной программы – «Научить ¬ учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной, всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности. Мы учителя, осознаём, что на нас возложена громадная ответственность за улучшенное качество продвижения прогресса в обновленном содержании образования и с первых дней приступили к серьезной работе по освоению новых аспектов предстоящей педагогической деятельности. В процессе обучения мы тщательно проанализировали новые учебные программы по предмету география, сравнивая их с нынешними программами. Мне нравится эта обновленная программа тем, что, применяя полученные знания на уроках, постоянно идет поиск нового, в котором участвуют одновременно и учитель, и ребёнок.
Подводя итоги, хочу пожелать всем в новом начинании творческих успехов, тесного взаимовыгодного сотрудничества, достижения высот и оправданий поставленных целей. Перед учителями стоит задача создания новой образовательной среды. Наполнить ее современным содержанием – наша задача. Мы всегда помним слова великого педагога В.Сухомлинского: «Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, у ребенка пропадет охота к знаниям, погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его». В заключении, я бы хотела пожелать в таком нелегком труде по покорению «вершины знаний» под названием «Обновление содержания среднего образования» для Казахстана — стабильности и процветания, для школы — талантливых и успешных учителей и учеников, а для себя и своих коллег — творческих успехов!
Кубжасарова Г.А.,
учитель истории и географии
КГУ ОСШ им. Сатбаева №10,
Южно-Казахстанская область,
Мактааральский район,
поселок Атакент