Современное образовательное пространство школы – это пространство развития профессиональной компетентности учителя и успешности ученика. Такой гармоничный тондем сегодня совершенствует обновленную систему образования, которая требует тщательного переосмысления и конструктивного переустройства, так как общество нуждается в людях, способных развивать умения и навыки, которые впоследствие могут быть использованы в жизненных реалиях. Современное образование сегодня требует от учащихся умения выражать свои мысли, убеждать и анализировать, логически мыслить и выстраивать свое мировоззрение и постигать новые вершины. Поэтому на учителя возлагается особая миссия – создать новое образованное общество, способное к самореализации и обогащению, как в духовном плане, так и в материальной сфере. Учителю назначена роль эффективного организатора процесса обучения и источника информации. Необходимо создать благоприятную среду, где учащиеся осмысленно передают мысли, используя навыки общения. Поэтому, учителям необходимо обладать богатым диапазоном различных эффективных методов и приемов и потенциалом знаний для оказания компетентной помощи ученикам в реализации их навыков способностей в достижении успеха.
Каким сегодня должен быть успешный учитель, какими качествами он должен обладать и как сделать современный урок интересным и полезным для ученика? На эти вопросы мы смогли ответить, обучившись на курсах в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
Данные курсы акцентируют внимание на совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Для прогрессивного развития учащихся на уроке предложены активные формы и методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Ученик, который принимает вызов, адаптируется к новым условиям, не боится перемен, ищет новые возможности и расширяет горизонты кругозора – сможет реализовать себя по достоинству в цивилизованном мире.
Важным приоритетом обновленной программы – «Научить — учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. Обучаясь на этих курсах, я по-новому взглянула на методы преподавания и поняла, что необходимо менять процесс обучения, так как приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы.
Эти внутренние изменения произошли благодаря высокому профессионализму нашего тренера Нурпеисовой Акботы Тыныштыкбаевны, которая сумела направить деятельность учителей в нужное русло и создать психологический комфорт во время занятий. Благодаря ей, мы повысили свой профессиональный уровень, что обязательно положительно скажется на качестве нашей работы.
Создавая вместе с учителями атмосферу открытости и сотрудничества, мы постигали наиболее эффективные методики, применимые на уроках русского языка и литературы, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Работая в группах и парах, учителя высказывали свое мнение в решении проблемных вопросов, и что интересно, порой эти решения были нестандартны, что еще раз подтверждает то, что нам необходимо данное обучение и развитие. А самое главное, изучение новых стратегий позволит нам сделать уроки разнообразными и интересными.
Одной из главных задач, стоящей предо мной на курсах, было определение наиболее приемлемых и эффективных методов для дальнейшей работы. Это для меня было особенно важным, потому что внедрение новшеств в процесс обучения реализуется через повышение качества знаний учащихся через повышение моего педагогического мастерства.
Особенно значимым и продуктивным процессом на курсах было обучение грамотному составлению краткосрочного планирования. Перед каждым учителем, особенно в период запуска и роста новых методик, стоит вопрос — как объединить работу всего класса так, чтобы все слаженно продвигались к общей цели и добивались ожидаемого результата. Давайте обсудим. Итак…
Чтобы описать все нюансы такой работы — нужна слаженная работа всех представителей учебного процесса. Мы получили общее представление об основных этапах такого планирования и будем внедрять в своей практике. При планировании и организации урока определялись критерии оценивания, отражающие ключевые цели обучения, и соотношение их с соответствующим уровнем мыслительных навыков. Весь урок строили последовательно, задания предусматривались согласно таксономии Блума, от простого к сложному, принцип спиральности предусматривал постепенного достижения цели урока, этим самым демонстрировалось поэтапное наращивание знаний и навыков учащихся в процессе всего урока.
Также мы учились составлять вопросы высокого порядка, формулировали проблемные вопросы, позволяющие выдвигать идеи, предположения и аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни. Изучив технику постановки вопросов, я стала задумываться над тем, какую смысловую нагрузку они несут, с какой целью используются на уроке. Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что вопросы должны способствовать когнитивному развитию учащихся.
Я осознала мысль, что «готовые знания» не так воспринимаются, как самостоятельная работа. В самостоятельности они продуктивно используют свое время, начинают ценить и отстаивать свои мнения. Вывод напрашивается сам за себя – стать наставником и помощником, самому содействовать творчеству в процессе приобретения новых знаний. Задача учителя направить работу учащихся по таксономии Блума, натолкнуть на саморегуляцию. Тогда пойдут побеги понимания, применения, а самое главное плоды синтеза и оценивания. Групповая работа и работа в паре научит исследовательским навыкам, критически мыслить, оценивать. Наша установка – раскрыть ребенка в полной мере его возможностей. Вывести его на собственное понимание внутри социума и личных исследований. Мы должны продумать деятельность учащихся на уроке, разработать планирование так, «чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание». И тогда понимание может происходить уникальным способом. Какие изменения мне надо внести в свою работу для улучшения преподавания?
Развивать навыки учащихся для социального взаимодействия, саморегуляции, самооценивания, взаимооценивания. Так важно слышать голос ученика, это содействует развитию самоуважения у учеников, позитивному отношению к школе и обучению, формированию положительных эмоций к учителю. Вовлекать учащихся в обсуждение, диалог и аргументацию. При проведении последующих уроков использовать работу в паре и группе, развивать коллаборативную среду, использовать стратегии для осуществления взаимосвязи обновленной программы, развивать умение задавать вопросы высокого порядка. И все это мы постигали на курсах вместе с учителями Карасайского района и благодаря профессиональной поддержки нашего тренера.
Ведь только компетентный учитель умеет работать с нестандартными детьми, сотрудничать с коллегами при реализации общих целей обучения, ему необходимо иметь как профессиональную компетентность, так и психологическую устойчивость. Да, мы на правильном пути для реализации новых идей для успешного достижения поставленных целей!
Касымалиева Галия Ануархановна
КГУ «Средняя школа имени Ы.Алтынсарина»
Учитель русского языка и литературы