Home » статьи » Активная деятельность учащихся в процессе обучения по обновленной программе и системе критериального оценивания  

Активная деятельность учащихся в процессе обучения по обновленной программе и системе критериального оценивания  

 

2016-2017 учебный год начался для нашей школы с внедрением в 1 классах обновленной программы. Учителя, принявшие в этом году первоклассников, уже обучились на курсах по изучению обновленной общеобразовательной учебной программы 1 класса. Основной целью образовательной программы является внедрение обновленной программы и системы критериального оценивания.

Что значит критериальное оценивание? Правильно ли мы оценивали знания наших учеников, объективна ли наша система оценивания? Для меня это было ново… Еще тогда, когда я обучалась курсы по программе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций РК, осознала, что пятибальная система оценивания не дает объективной оценки труда и способностей учащихся. Пятибальная система оценивания остается только «на словах», потому что оценок 1 и 2 мы давно уже не ставим. Остались только 3, 4 и 5: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Я ни раз была свидетедем того, как учителя часто завышают или занижают оценки учащимся: и ученик, который на самом деле имеет прочные знания, и ученик, который «назубок» выучит только сегодняшний урок, получают равные оценки. У ученика пропадает мотивация в обучении, эта система оценивания не дает никакого стимула необходимости приобретать знания. То есть, мы научили детей учиться ради оценок. Американский педагог Чарльз В.Элиот в одном из своих научных работ написал: «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему». Отсюда следует, что есть необходимость пересмотреть традиционный взгляд на школу, где основная задача школы остается дать хорошие прочные знания, т.е. работать только на результат своего труда: пришел, отвел уроки, поставил «стандартные» оценки и ушел.

Мы стали забывать, что перед нами сидит личность, которую надо развивать. Мы не учли тот момент, что те знания, которые мы им даем, нужны будут в течение всей их жизни. Потому что жизнь состоит из проблем, которых постоянно приходится решать. В чем же должна заключаться миссия школы, какова основная задача школы, чему должна учить школа?

Наши ученики не могут работать самостоятельно: не умеют вычленять главное из предложенной информации, не умеют проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, не могут использовать приобретенные знания в школе в жизненных ситуациях. В чем причина? А причина одна – в структуре традиционного 45-минутного урока. Сегодняшний урок, на мой взгляд, стал стандартным, однотипным, монотонным… И к большому сожалению, есть такие учителя, которые не хотят ничего менять в своем преподавании, не стремятся всесторонне обогатить свои знания по методике преподавания урока. Хотя государство делает все, чтоб повысить квалификацию учителя, организовывая уровневые и краткосрочные курсы, семинары, тренинги, встречи за круглыми столами…

В этом году я с удовольствие   решила обучиться на курсах повышения квалификации педагогических кадров по образовательным программам в рамках обновления содержания среднего образования РК по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения со 2 по 20 мая этого года, организованный областным филиалом АО НЦПК «Өрлеу». Тренер курса, кандидат филологических наук Нурпеисова Акбота Тыныштыкбаевна, каждый день создавая коллаборативную среду в группе, научила использовать педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с обновленной Учебной программой по предмету, а также использовать систему критериального оценивания. Акбота Тыныштыкбаевна закладывала в нас теоретические знания, вновь и вновь перепроверяя их на практических занятиях с целью познакомить и применить новые методы и формы обучения, которые можно использовать нам и на своих уроках. А самое главное, мы научились планировать свои уроки.

Большого труда стоило составление краткосрочного плана, который в корне отличается от предыдущих поурочных планов. Структура традиционного урока заключается в проверке учителем домашнего задания учеников, объявлением и объяснением учителем новой темы, организацией учителем закрепления знаний учениками. Как видим, везде на переднем плане стоит учитель, который занимается только передачей суммы знаний. А ученик просто сидит, слушает и воспроизводит полученные знания.

В краткосрочном плане обновленной программы целью обучения является создание условий для максимального развития ученика, его интересов и способностей. Он становится активным участником по приобретению знаний. Педагог и психолог В.В.Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Цели урока вытекают из цели обучения, которые достигаются на данном уроке, ссылаясь на учебную программу. Критерии успеха вытекают из критерии оценивания по дескрипторам, то есть пошаговыми действиями уащихся в достижении цели.

При планировании урока в 7 классе на тему «Байтерек-визитная карточка Казахстана» по разделу «Путешествия и достопримечательности», я обраттила внимание на цели обучения предыдущего и последующих уроков. Содержание урока, умения и навыки, формирующиеся на данном уроке, были предприняты на предыдущем уроке и должны быть направлены на пополнение знаний, которые будут необходимы на последующих уроках.

Цели обучения направлены на развитие навыка чтения. Чтобы достичь ожидаемого результата в течение 45 минут урока, цели должны быть конкретными, достижимыми, т.е. реальными. Из цели обучения извлекла основные требования в обучении и определила 3 цели урока: 1-ая – цели, которых могут достичь все учащиеся, 2-ая — цели, которых могут достичь большинство учащихся, 3-ья — цели, которых могут достичь некоторые учащиеся.

Для достижения поставленных целей я запланировала применить активные методы обучения. Так как урок направлен на развитие навыка чтения, то само чтение, как мы уже знаем, делится на три стратегии: перед чтением, во время чтения, после прочтения. Следовательно, эти три стратегии распределила на три части урока.

Перед чтением, в начале урока, планирую применить стратегии «Конверт в конверте», «Прогноз погоды» с целью заинтересовать учащихся к предстоящей работе, поделить их на группы, проверить домашнее задание, определить тему и цели урока. Что я ожидаю? Ученики будут подготовлены к восприятию новых текстов; прогнозированы, о чем будет текст; каждый ученик нацеленно будет работать, потому что он уже заинтересован предстоящей работой.

Во время чтения, в середине урока, планирую применить стратегии «Пять вопросов», графические органайзеры «Кластер» и «Карта истории» с целью активизировать мыслительную деятельность с использованием реальных ситуаций, т.е. методом физического реагирования. Каков ожидаемый результат? Ученики составляют вопросы по тексту, находят ответы, рассуждают, выдвигают идеи и предположения, последовательно распределяют информацию, пересказывают содержание текста. Обучающийся при выполнении заданий вновь и вновь будет возвращаться к тексту, т.е. к чтению.

После прочтения, в конце урока, планирую применить стратегии «ПОПС-формула» и «Лови ошибку!» с целью обобщить и систематизировать полученные знания и дать домашнее задание. Ожидаемый результат – при обобщении полученных знаний обучающийся будет выдвигать личные аргументы и оценочное мнение по содержанию пройденного текста; выполнит домашнее задание, прибегнув к уже полученным умениям работать с текстом.

Наряду с выполнением запланированных работ, будет организована дифференцированная работа. Это обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, восприятия и знаний. Это создание условий для максимального развития способностей учащихся. На данном уроке планирую прибегнуть к дифференциации по индивидуальной и групповой формам работы с использованием раздаточных материалов. Индивидуальные работы окажут подддержку способностям учащегося и дальнейшему его развитию, а групповые работы – с целью создать равные возможности для достижения результата. Что это даст? Во-первых, позволит создать ситуацию успеха на уроке. Успех помогает преодолевать трудности. Во-вторых, повысится уровень мотивации к учению. Обучающемуся интереснее и легче будет учиться.

Между выполнением заданий планирую организовать оценивание. Обновленная программа- это новое видение долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также новые подходы в оценивании детей. Это критериальное оценивание: формативное и суммативное. Формативное оценивание буду проводить при организации групповой и индивидуальной работы, использую во время работы учащихся с новой информацией. С помощью приемов «Кубик», «Три М и Д», «Плюс-минус-интересно» буду систематически наблюдать и фиксировать промежуточные результаты.

Формативное оценивание по критериям успеха будет заполняться оценочный лист на каждого ученика. Критерии оценивания является дополнительным источником, построенном на доказательствах о действиях учащихся в достижении цели. При индивидуальном формативном оценивании предоставляется возможность обучающимся осмыслить результаты собственной деятельности. При групповом формативном оценивании ученики учатся обсуждать, некоторые учащиеся могут быстро продемонстрировать достижения цели, а некоторым необходимо уделить внимание.

Как мы видим, формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся, позволяет своевременно корректировать учебный процесс( результаты не фиксируются в виде оценок). А суммативное оценивание проводится по завершении разделов/ сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода ( четверть/ триместр, учебный год).

Мне было интересно, как проводилось критериальное оценивание в первом классе нашей школы учителями русского языка. В первом полугодии проходило формативное оценивание. В повседневной практике формативного оценивания учителя использовали различные методы для измерения уровня усвоения прогресса обучающихся, а также при организации индивидуальной, парной и групповой работы: «Сигналы рукой», «Светофор», «Словесная оценка», викторины, опросы … Систематически наблюдали за деятельностью обучающихся и фиксировали промежуточные результаты. При контроле результатов обращали внимание как на положительные стороны, так и на недостатки работ обучающихся.

В целях корректирования и дальнейшего планирования процесса обучения осуществляли обратную связь с родителями: писали комментарии и рекомендации в рубрике для родителей после суммативного оценивания, где отмечали их достижения и недостатки их работ, избегая негативного комментария без пояснения того, что выполнено неправильно. Систематически использовали специально разработанные листы наблюдения для проведения более детального анализа результатов формативного оценивания. В конце каждого урока проводили рефлексию методами «Сигналы рукой», «Светофор», самооценивания, взаимооценивания, смайликов и т.д.

Начиная с 3 четверти было проведено шесть суммативных работ. Баллы проведенных работ выставляются в электронный журнал, который в свою очередь автоматически выставляет оценки «5», «4», «3», «2», «1» в процентном соотношении: 81%-100% — «5», 51%-80% — «4», 21%-50% — «3», 1%-20% — «2», 0% — «1». Качество знания возросло от 63% до 70%, которое выявилось в результате усвоения и применения знаний в различных видах деятельности, каждое знание связано со способом применения, включено в творческий процесс.

В нашей школе обновлённая программа явилась показателем поэтапного, планомерного изучения языка. Обучение по обновленной программе поможет учащимся лучше адаптироваться в жизни, рационально применяя приобретенные знания в жизненных ситуациях. Следовательно, миссия школы заключается в воспитании гражданина страны, отвечающего всем требованиям нашего общества, в развитии личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

 

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2016.

2.Учебная программа. Начальная школа. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Национальной академией образования имени И.Алтынсарина, учеными высших учебных заведений и учителями. Астана, 2016.

3.Типовая учебная программа по предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования. Астана, 2016.

4.Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогческих кадров по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2017.

5.Алимов А.К.. Использование активных форм обучения. Методическое пособие. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Центр педагогического мастерства. Алматы, 2014.

 

 Байжарикова Салтанат Тогайбаевна,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                            КГУ «Средняя школа имени А.Карсакбаева»

                                                            Жамбылского района Алматинской области

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*