Home » статьи » ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование.

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках — это, безусловно, значительный шаг вперед — в направлении реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2019 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.

В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Сегодня, учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, и надо признаться, нередко ученики превосходят учителей в умении пользоваться ИКТ и с интернет-ресурсами. Поэтому нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для привития практических навыков. Этому способствуют курсы по обновленному содержанию образования.

С 2016 года АО «НЦПК «Өрлеу» и Центр педагогического мастерства АО «НИШ» организовали курсы для подготовки учителей в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.

Целью проводимых курсов было освоение инновационных подходов к процессу обучения языку, формированию речевой и коммуникативной компетенций в контексте обновленного содержания образования.

Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Общество ставит перед учителем задачу — обеспечить условия гармоничного  развития ученика как личности.

Тренеры проводят тренинги, практические занятия, основная цель которых — подготовка специалистов, способных мыслить творчески и целенаправленно решать самые сложные задачи с первоклассниками.

Курсы нравятся своим содержанием, новизной формы работы, позволяют получить огромный заряд энергии, по-новому взглянуть на предмет.

Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку, а эту радость мы доставляем себе и своим ученикам на уроках и после них.

Мы всегда помним слова великого педагога В.Сухомлинского: «Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, у ребенка пропадет охота к знаниям, мы погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его».

Качество образования в связи с переходом на 12-летнее обучение, определяется уровнем подготовки кадров. Внедрение инновационных форм и методов обучения в современную систему образования ставит учителя перед необходимостью повышать личностную и профессиональную компетентность.

Хорошо продуманная программа курсов и возможность постоянного сотрудничества преподавателей помогли участникам курсов быстро перейти от теории к практике, благодаря чему довольно легко усвоить новую модель обучения и наглядно увидеть результаты своей работы. Это очень мотивирует и в дальнейшем позволит быстро адаптироваться к работе в новых условиях.

В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению.

В рамках курсов педагоги знакомятся с новой моделью системы образования, содержанием учебных программ и обсуждают новые подходы в обучении.

В результате курсовой подготовки происходит качественный переход с позиции учителя — урокодателя на позицию педагога-исследователя и экспериментатора.

Новая модель обучения позволит более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса.

Курсовая переподготовка по новым подходам в образовании ещё раз доказала, что общество развивается стремительными темпами и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках.  Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия — воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками.

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

Сегодня нужно отходить от традиционных форм работы, где учитель-оратор, а ученики — пассивные слушатели. Как повысить мотивацию учащихся, чтобы детям было интересно учиться, чтобы изучаемый материал был принят ими и усвоен, чтобы пришло понимание, как учиться. Ответы на все вопросы учителя стали находить, обучаясь на курсах повышения квалификации.

Учителя, понимая, что на них лежит огромная ответственность за качество продвижения процесса обновления содержания обучения, с первых дней курсов приступают к серьезной работе по освоению новых аспектов предстоящей деятельности. Согласно программе курсов ведется целенаправленная работа по обучению слушателей азам конструктивистского подхода в преподавании и обучении, постижению идей критериального оценивания. Педагоги на тренингах знакомятся с многообразием граней целенаправленного взаимодействия, приобретают опыт применения стратегий интерактивного общения. Целью образования является изменение мыслей, чувств и действий детей. Конечным результатом обучения является возникновение личных моральных ценностей и убеждений, не содержащих в себе правильных и неправильных ответов. Постоянная рефлексия деятельности ставит учителей в позицию активного поиска путей профессионального самосовершенствования как педагогов с более чем 20- летним стажем практической деятельности, так и учителей, которые только год назад переступили порог школы.

Глядя на энтузиазм слушателей курсов, ясно понимаешь, что именно школьному учителю по плечу все реформы и инновации в образовании.

И мы, педагоги, должны быть готовыми к новым идеям, новшествам в образовании Республики Казахстан.

По окончанию курсов слушатели отмечают, что задачи, поставленные перед учителями школы выполнимы.

Обновлённая программа предполагает спиральную модель обучения, то есть постепенное расширение и углубление знаний, что ведёт к эффективному преподаванию предмета, целью которого является улучшение языковой компетенции учащихся.

Курсы помогают учителям совершенствовать своё педагогическое мастерство в контексте обновления образовательной программы, учат применять в своей практике систему критериального оценивания, создавать коллаборативную среду, использовать новые формы, методы, активные стратегии обучения. Они позволяют пересмотреть роль учителя и роль учащегося в учебном процессе, а также ознакомиться со структурой, содержанием, последовательностью, целями и задачами обновлённой образовательной программы по предмету.

Переход  на обновление содержания предъявляет новые требования к кадровому ресурсу.  Поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.

Структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?» вместо традиционного «Чему учить в школе?». Решению этих вопросов как раз  и  способствуют данные курсы, в ходе которых учителя ознакомились с нормативно-правовыми документами, обновленными учебными программами, учебником и раздаточным материалом. Интересно было разрабатывать задания по уровням мышления, составлять краткосрочные планирования уроков (поурочные), а также  продумывать дифференциацию предлагаемого учебного материала.

Занятия проходят в успешно созданной коллаборативной среде, которая способствует  подготовке педагога к работе в новых условиях.

Краткосрочный план урока,  в отличие от традиционного, содержит конкретные действия на основе целей обучения. При его составлении необходимо точно указать цели урока, ожидаемые результаты с учетом дифференциации, продумать межпредметные связи. Важным моментом является этап оценивания процессов обучения и преподавания после проведенного урока. В отличие от традиционного подхода индивидуальный план можно комментировать своими размышлениями, использовать его для дальнейшего улучшения и развития обучения.

Критериальное оценивание, с одной стороны, облегчает процесс оценивания, поскольку основывается на предопределенных критериях. И такое оценивание является объективным, открытым, доступным для всех участников учебного процесса: и для учителей, и для учеников, и для родителей. С другой стороны, конкретные критерии оценивания для каждой учебной цели являются дополнительным источником, построенном на доказательствах, в поисках которых должен находиться учитель. Все это требует от учителя особой подготовленности, постоянных поисков.

Таким образом, следует продолжить обучение учителей и руководителей школ для дальнейшей организации эффективной работы в рамках обновления содержания образования.

Усенова Ж.К. –

главный специалист отдела

 методического обеспечения

инновационного развития

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ЮКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*