Home » статьи » Обновлённое содержание образования на уроках математики

Обновлённое содержание образования на уроках математики

В 21-м веке безграмотным считается не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

Элвин Тоффлер

Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Общество ставит перед учителем задачу — обеспечить условия гармоничного  развития ученика как личности.

В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению.

Исходя, из своего педагогического опыта я увидела, что у детей постепенно пропадает желание учиться. Ребят начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, падает интерес к учебе. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Пройдя курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», я поняла, что пришло время изменить подход к обучению с применением 7 ми модулей на практике, что у меня получилось, хочу поделиться.

Основное содержание настоящей Программы представлено в виде семи отдельных модулей, которые в ходе обучения рассматриваются в комбинированном виде.

7 модулей обучения – 7 помощников казахстанского учителя.

На моих уроках математики прослеживаются все семь модулей:

1 модуль

Очень радовали детей Модуль  «Новые подходы». В свои уроки математики я включила диалоговое обучение в форме кумулятивной беседы, в которой каждый ученик принимал и соглашался с тем, что говорили другие. Была применена стратегия «Грани Куба», где каждой группе при кидании куба выпадал вопрос, составленный по таксономии Блума, и далее учащиеся должны составить толстые вопросы, (Предложите Почему?, Докажите?, Объясните…Поделитесь.. Придумайте..).В конце урока при изучении тем, дети составляли по этой же стратегии вопросы другим группам, это задание приобрело соревновательный характер, где ученики испытывали интерес к составлению и нахождению правильного ответа к вопросу в обучении. Также всевозможные тренинги, которые заряжали детей активностью.

 2 модуль

На всех уроках формировались навыки критического мышления. Планируя структуру своего урока, я продумывала, прежде всего, как подбор заданий на всех этапах урока будет развивать навыки критического мышления. Если проследить все задания через серию 4 уроков, можно увидеть, как постепенно происходит их усложнение, как новые задания строятся исходя из того, чему дети уже научились.

Результат внедрения этого модуля:

— развитие навыков критического мышления: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять

— ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;

Ø Учитель. Понимание того, чему учить и как учить.

Ø Оценивание результатов обучения.

Ø Понимание важности создания «коллаборативной среды».

Ø Видение преимуществ обучения в НП

Ø Подняла на новую ступень своё

Ø критическое мышление

Ученик

Ø Повысилась мотивация учащихся на

Ø Активно вступают в беседу

Ø Отвечать полными ответами

Ø Повысилась мыслительная активность учащихся

Ø Обогатили словарный запас

Ø Усовершенствовались коммуникативные способности

Планы на будущее

Продолжать развивать речь посредством диалога через новые подходы.

Развивать критическое мышление учащихся, умение составлять вопросы высокого порядка. Не останавливаться на достигнутом.

Ускорить темп работы.

3 модуль

Модуль Оценивания обучения способствует снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые. Я использовала на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы Кроме этого на своих уроках использовала формативное оценивание, сладкий приз, устные комментарии, «Большой палец», жесты согласен, не согласен, «+» хлопок, аплодисменты, стикеры.

В конце урока использовала «Две звезды одно желание», В своих рефлексивных листах, ребята оценивали свои знания, полученные на уроке, через самооценку, взаимооценку, оценку группы. Понравились ответы детей «Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?» Дима пишет: «Урок понравился потому, что работали в группах, и оценивали себя и других». Причём если на первых уроках ответ на вопрос Понравился ли вам урок дети отвечали односложно, то на последующих отвечали почему?  Результаты применения модуля ОдО:

— Заинтересованность учащихся в оценивании: оцени сам себя или одноклассника;

— Определяется уровень знаний

-Снижается тревожность;

— Эффективность обратной связи;

— Оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.

— Приобретены навыки критериев оценивания.

4 модуль

Использование модуля ИКТ — это расширение информационного поля ученика, повышение мотивации. С применением интерактивной доски уроки становятся интересными, насыщенными

5 модуль

Модуль Обучение одарённых и талантливых учеников.

Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий. Для того, чтобы создать им комфортные условия были подготовлены разноуровневые задания АВС, — где уровнем «С» подразумевалось задание повышенной сложности Данные ученики с интересом выполняли задания, и старались помогать слабым, одарённые дети почувствовали себя в роли учителя-консультанта. На первых уроках это прослеживается через парную работу, в последующих уроках можно проследить и в групповой работе. Каждый ребёнок был задействован. Если на первых уроках дети много задавали вопросы мне по заданиям, то в конце они работали самостоятельно и были моей правой рукой.

6 модуль

Возрастные особенности в обучении прослеживались в тренингах, которые очень полюбились школьникам. Отработаны правила работы в группе, чётко распределялись обязанности по группам.

Рефлексия результатов модуля «Возрастные особенности» показала такие результаты:

1 Создан психологический комфорт на уроке.

2 «Скучающие» ученики активизировались (приняли участие в диалоге)

3 «Тихие» стали раскрываться (диалог)

4 Ученики с диагнозом ЗПР стал непосредственным участником учебного процесса.

7 модуль

Модуль Управление и лидерство в обучении прослеживался через тренинги работы лидеров в группе, развитие инициативы учащихся, умение высказывать собственное мнение, например в стратегии «Башня», хорошо проявляются организаторские способности в группе. Если на первых уроках дети не могли самостоятельно распределять роли, то на последующих уроках, при работе в группах ученики проявляли лидерские качества, сами распределяли роли. В роли лидеров проявили себя многие учащиеся. Так же при создании и защиты кластеров дети раскрывали свои лидерские качества.

После проведения уроков математики, я сделала для себя много выводов, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока. Я учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь». По-старому работать я уже не смогу, а по-новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Данная программа, по которой мы проводим уроки, помогла   учителям  и  мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему  мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес  к урокам нового формата. Преимущество данной программы в  том, что ученики обучаются,  не изолировано друг от друга,  а сообща в группе. Ведь работа  в коллективе вносит  свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима  обратная связь, чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя и других и, что при этом на них повлияло в процессе  оценивания. Рефлексия является  на моих уроках  главной  лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Ученики на уроках стали работать  самостоятельно и даже просили не помогать им  по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности

За время своей 30-летней педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.

Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.

Нам нужно использовать новые формы обучения, что способствовало бы лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знаний учащихся. Мы живём в таком изменяющем мире, что мы должны понимать, что мы должны меняться. Уроки должны стать уроками поиска истины, открытий истины, совместной деятельности учителя и ученика, когда они вместе стараются ответить на те вопросы, которые выдвигает жизнь. Школа не может научить ребёнка  всему и на всю жизнь, это в принципе невозможно, но школа может помочь ребёнку учиться на протяжении всей жизни. И поэтому учитель должен помочь ребёнку овладеть  разнообразными способами самостоятельного получения информации, научить новым  видам  деятельности, сделать ребёнка думающим, размышляющим человеком, который не испугается, встретив в жизни трудности, и  это поможет им стать успешным в их дальнейшей жизни.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Я смогла, используя данную программу, сделать шаг к тому, чтобы  учащихся обучить тому, как учиться, то есть создала ту образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе.

Уважаемые коллеги! Возьмите на заметку:

Преподаватели должны постоянно учиться и развивать различные подходы к преподаванию. Эффективным будет преподавание, если учителя получают удовольствие от того, что они делают. Чтобы не «выгореть, преподаватели должны отводить время на себя».

ЗАПОМНИТЕ, О ЧЁМ СЛЕДУЕТ НАМ  ПОДУМАТЬ:

Когда учителя

перестанут учить,

ученики, наконец,

смогут учиться.

Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить детей любить свою Родину, читать, считать, писать, рисовать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной — мои коллеги, талантливые люди. Объединяет нас одно — мы учителя!!! Мы вместе преодолевали изменения в стандартах, программах и подходах к образованию, но остались преданны общему делу- своей любимой профессии.

Если учитель не ленится профессионально расти, то и его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Школьный день многогранен. Перед глазами вечная галерея родных лиц – моих учеников. Мы взаимно нужны друг другу. А ведь это так важно- отдать всю себя до конца…

1 рис.Групповая работа

2 рис. 3 модуль Оценивание обучения

Исина Калдыкуль Тамабаевна

учитель начальных классов

высшей категории

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №13 отдела образования

города Жезказган»

 

 

 

 

 

 

 

 

One comment

  1. Кратко и понятно описано использование всех 7 модулей на практике. я думаю, что материал Вашей статьи будет полезен учителям начальных классов в работе. Спасибо, Калдыкуль Тамабаевна. Успехов Вам в работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*