Цель:
*познакомить с понятием «уточняющие члены предложения» *уметь употреблять в устной речи и находить в письменной;
*закрепить и отработать постановку знаков препинания, активизировать познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы, память, внимание;
*воспитание интереса к слову, желание использовать богатства русского языка.
Оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, слайды, оформление классной доски, карточки для работы в паре, в группе, для индивидуальной работы, листы оценивания, притча «Все в ваших руках».
Тип урока: использование стратегий проекта «RWCT».
Ход урока:
- Организационный момент
(готовность класса к проведению урока)
- Побуждение
(класс разделен на 3 группы, капитаны в течение урока заполняют листы оценивания за работу на уроке своей группы, 1 балл за каждый правильный ответ: критерии оценивания указаны в листах оценивания по заданиям, которые будут проводиться на уроке. К концу урока капитаны суммируют баллы на каждого ученика из своей группы по следующей шкале: 15 – 20-«5»
10-14- «4»
3- 9- «3»
Ученики записывают число, тему урока, эпиграф (на доске) Знаки препинания служат нотами при чтении
А.П. Чехов
Беседа:
-Как вы понимаете слова А. П. Чехова, которые являются эпиграфом нашего урока?
-Почему именно высказывание о знаках препинания, как это связано с нашим уроком?
Проверка домашнего задания: Упражнение 247 (задание: из данных текстов выписать предложения с обособленными приложениями)
Индивидуальное задание у доски (во время проверки домашнего задания)
-синтаксический разбор предложения: В этом году, в летние месяцы, в Астане будет проходить всемирная выставка «Экспо-2017-окно в будущее».
-К этому предложению мы еще вернемся в течение урока.
Буквенный диктант (задание: на слух записать первые буквы слов грамматических основ)
Храпит у костра усталый охотник. Рассвет. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул. (Хорошо)
Объявляется цель урока (слово «хорошо» будет ключевым при работе на уроке):
— познакомиться с новой темой урока и хорошо изучить ее;
— хорошо и активно работать на уроке;
— грамотно и хорошо обосновывать свои ответы;
— хорошо и честно оценивать друг друга;
— показать хорошие знания к концу урока.
Реализация (новая тема)
- На интерактивной доске слайд –таблица «Обособленные члены предложения»
— Обратите внимание на данную таблицу, что нам уже известно, что мы уже изучили?
-Что нами еще не изучено? (уточняющие члены предложения).
-Что значит «уточнить»?
2.Работа с ассоциациями (задание: в течение 1 минуты, работая в парах, записать ассоциации к слову «уточнить»)
Чтение ассоциаций учениками, запись на доске (чуть позже проводится анализ)
2.Знакомство с определением слова «уточнить» по Толковому словарю В. Ожегова, Розенталя, Словарю синонимов (индивидуальное задание, подготовленное учеником)
3.Работа с учебником (п. 53, стр.157) чтение определения «Уточняющие члены предложения»
(обращаемся к ассоциациям, делаем анализ)
- Составление кластера (используется теоретический материал учебника) в группах.
Презентация (каждая группа читает по одному положению, демонстрируется слайд- кластер для проверки).
Возвращаемся к предложению, записанному в начале урока на доске (индивидульное задание с синтаксическим разбором). Найти уточняющий член предложения (ученики зачитывают).
Актуализация полученных знаний (закрепление).
- Устное упражнение 259 (работа с учебником)
Задание: прочитать выразительно предложения, указать уточняющие члены предложения и уточняемые слова, определить их синтаксическую роль.
- Групповая работа. Задание: переписать предложения, расставить знаки препинания, найти уточняющие члены предложения и уточняемые слова, определить синтаксическую роль и выразительно прочитать. (карточки с заданием лежат на каждом столе группы) 3 мин.
- Работа в паре. Задание: из данной пары предложений выбрать с уточняющим членом и переписать в тетрадь, вставить пропущенные буквы (карточки с заданием на столе каждой группы) 2 мин.
- Вызов (знание и понимание)
«Незаконченное предложение». Задание на слайде: вместо точек дописать ответы на вопросы по новой теме урока. 4 мин. Самопроверка – ключ проецируется на слайде.
1 мин.
Рефлексия. Используется таблица Инсерт (проецируется на слайде). 2 мин. Презентация. Зачитывается притча «Все в ваших руках» (в это время капитаны команд подсчитывают баллы по шкале). Беседа с учениками по содержанию притчи. Капитаны зачитывают баллы и их соответствие оценкам по данной шкале.
Домашнее задание: п.53, упр.263 или (на выбор) творческое задание: по данному началу сочинить сказку: «Жили-были уточняющие члены предложения…»
Масимова Зара Габбасовна,
учитель русского языка и литературы
школы-лицея № 50 «Қазғарыш»
имени Райымбек батыра,
г. Астана