Конспект организованной учебной деятельности –
старшая группа.
Образовательная область — «Познание»
Раздел – «Ознакомление с окружающим миром»
Цель: Расширить представления детей об образе березы. Познакомить с картиной Д.Харриса «Лучезарный октябрь». Помочь детям раскрыть глвное содержание картин: И. Левитана «Золоая осень» и Н.В. Денисова «Осень». Формировать умение выражать свое отношение к пейзажам. Дать возможность полюбоваться красотой и величием природы. Развивать умение составлять творческие рассказы по картине, опираясь на схемы, углублять её восприятие за счет творческих анализаторов. Воспитывать выдержку, усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.
Материал: «волшебная» палочка, репродукции картин: И.И.Левитана «Золотая осень», Д.Харрисона «Лучезарный октябрь», Н.В. Денисова «Осень», толковый словарь Ожегова.
Словарная работа: табиғат, күз, қайын, ақ, пейзаж, пейзажист, изобразил, лучезарный.
Ход занятия.
В группу входят дети.
Воспитатель: Балалар, сегодня у нас чудесный осенний день, настроение у всех замечательное. И я хочу вам предложить — давайте подарим свое хорошее настроение и улыбки друг другу.
Воспитатель собирает детей в круг: — «Шенберге тұрамыз».
— Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:
Загадка:
По всем странам славится стройная красавица.
Белые одёжки, золотом сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, расплетаться не велит. (Берёза)
— Как вы думаете, что это?
— Правильно, ребята, это берёза, а кто скажет, как звучит на казахском языке
берёза? (қайын).
Игра «Что мы знаем о березе».
Воспитатель — Посмотрите, что у меня есть? (Показ палочки)
— Это палочка не простая, а волшебная. Мы её будем передавать по кругу друг другу, и у кого она окажется, нам расскажет, что он знает о березе. Готовы?
Говорят дети:
— Береза – символ нашего края.
— У березы белый, стройный ствол.
— У березы тонкие и длинные ветви.
— Берёза может лечить людей,
— Береза даёт березовый сок.
— Почки берёзы полезны для человека.
— В народе берёзу называют берегиней.
— В жару берёза даёт прохладу, а в холод согревает.
— Из бересты берёзы делают сувениры.
— Чечевички черные черточки на березе.
Воспитатель:
— Жарайсын! Как много вы знаете о березе. А теперь скажите — какая она?
Дети предлагают разные варианты – «Красивая, белоствольная, кудрявая, душевная, тамаша, ақ, сулу».
Воспитатель: Вы правы. Берёза это удивительное дерево, наверное, поэтому её так любят изображать художники в своих картинах, раскрывая всю её красоту во всех уголках мира. А вам бы хотелось полюбоваться этими картинами? Тогда мы сегодня с вами отправимся на выставку картин, посвященных Берёзе.
Выставка картин — дети подходят, садятся на стульчики.
Прежде чем мы начнем рассматривать наши картины, давайте вспомним правила поведения на выставке, назовите их.
Дети называют правила поведения на выставке.
Воспитатель:
— На нашей выставке представлены 3 картины, трёх разных художников. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет эти картины.
Дети: На них изображена природа — табиғат.
Воспитатель:
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Или ель, иль белый иней,
Или сад и облака,
Иль березовая роща,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина называется….. (дети говорят — пейзаж!)
— Как вы думаете, художники, которые пишут пейзажи, как их можно назвать? (пейзажистами) — закрепляют.
— Какое время изобразили художники — осень (закрепляют на казахском языке)
Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
— Вы узнали эту картину, ребята? Как она называется? Вы помните, кто её написал? (ответы детей).
— Вы правы, эта картина И.И. Левитана «Золотая осень». Воспитатель обращает внимание на картину.
— Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья написал Левитан? (Берёзы – кайын).
— Как вы узнали, что это дерево – берёза? (У березы белый ствол).
— Какого цвета наряд у березы осенью? (У березы наряд осенью желтый).
— Да, действительно, у березы листья осенью бывают только жёлтого цвета. А как можно еще по-другому сказать о цвете желтых листьев? (Листья золотые).
— Ребята, полюбуйтесь нашей золотой березой.
— Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? (хорошее, радостное, светлое, веселое)
— Что вам больше всего нравиться на картине? (береза)
— И действительно, про картину Левитана так и хочется сказать словами русского поэта А. Прокофьева:
«Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчике».
Динамическая пауза – снятие физического и эмоционального напряжения.
— Я вам предлагаю посмотреть еще на одну картину на нашей выставке.
Картина Д. Хариссона «Лучезарный октябрь».
Не зря говорится «По всем странам славиться стройная красавица» и действительно, вот эту картину написал художник Д. Хариссон. Он живет в Америке. Это очень известный американский художник — пейзажист. Он очень любит природу своего родного края.
— Давайте внимательно на неё посмотрим, что художник изобразил на своей картине? (природу, березы). Оказывается, береза и в Америки растет, и её красотой и там люди любуются. Радует она глаз своей красотой, поднимает всем настроение.
Воспитатель: — Балалар, а вы хотите узнать, как художник назвал свою картину?
— А называется эта картина «Лучезарный октябрь», правда необычное название?
— А как вы думаете, что значит слово лучезарный? (ответы детей).
— Есть такая умная книга, называется она толковый словарь, в этом словаре мы можем узнать, что обозначает определенное слово. Вот сейчас мы его откроем и узнаем, что обозначает это слово (читает). Теперь мы с вами точно знаем значение этого слова.
Я предлагаю с вами посмотреть на картину И.Левитана «Золотая осень» и картину Д. Харисона «Лучезарный октябрь». Внимательно посмотрите и скажите, что в них общего и какие различия. (Ответы детей)
Физминутка:
Орнымыздан тұрамыз,
Алақанды соғамыз,
Бір отырын, бір тұрып,
Біз тынығып аламыз.
Работа по картине Н.В. Денисова «Осень».
— А сейчас я предлагаю посмотреть на вот эту картину (указывает на третью картину).
— Давайте вспомним, кто её написал? (ответы детей).
— Правильно, ребята, её написал наш петропавловский художник Н.В. Денисов, а картина называется «Осень». Не так давно мы с вами были в музее искусств, где выставлялись его работы, Там было очень много картин этого художника. Но больше всех, мне понравилась именно эта, и я решила представить её на нашей выставке.
— Как вы думаете, почему? (Потому, что на ней изображены березы)
— Правильно ребята, на этой картине красуются берёзы нашего края. Прошу вас посмотреть на картину внимательно. Как думаете, какое настроение было у художника, когда он её писал? Почему?
— Расскажите, каким вам видится небо?
— Что вам нравится в картине художника? Почему?
— Сейчас я вам предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Ещё раз внимательно посмотрите на все три картины, выберите ту, которая больше всего вам понравилась. Когда зазвучит музыка, представьте, что вы попали в свою любимую картину. А когда путешествие наше закончится, вы поделитесь своими впечатлениями.
Игра «Вхождение в картину» — звучит тихая, спокойная музыка природы – 2 мин.
Открываем глаза! Сейчас я попрошу рассказать ваши впечатления. А помогут вам в этом схемы (на схеме изображены — нос, уши, руки, глаза).
— В какой картине были, расскажите.
— Что вы слышали, какие звуки? (пение птиц, шелест травы и листьев, дуновение ветра).
— Что вы чувствовали (прикосновение ветра, запах осенней листвы, леса, грибов).
Итог занятия.
Сегодня мы с вами рассмотрели три картины разных художников.
— Так что же объединяет эти картины? (Художники пейзажисты, на картинах природа осенняя и берёзы).
— А как называют этих художников, которые пишут пейзаж? (пейзажисты)
— Эти художники живут в разных местах, но всех их объединяет любовь к БЕРЕЗЕ!
— А как вы думаете, почему березку все любят? (ответы)
И мне хочется закончить занятие такими словами:
Наряд её легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Повсюду поётся о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется с шумом березы.
Раскрылась и наша душа!
Чечушкова Светлана Алексеевна,
воспитатель,
Государственное коммунальное
казенное предприятие «Ясли-сад «Малыш»,
г. Петропавловск