Home » Детский сад » Образ березы в живописи

Образ березы в живописи

Конспект организованной учебной деятельности –

старшая группа.

 Образовательная область — «Познание»

Раздел – «Ознакомление с окружающим миром»

Цель: Расширить представления детей об образе березы. Познакомить с картиной Д.Харриса «Лучезарный октябрь». Помочь детям раскрыть глвное содержание картин: И. Левитана «Золоая осень» и Н.В. Денисова «Осень». Формировать умение выражать свое отношение к пейзажам. Дать возможность полюбоваться красотой и величием природы. Развивать умение составлять творческие рассказы по картине, опираясь на схемы, углублять её восприятие за счет творческих анализаторов. Воспитывать выдержку, усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.

Материал: «волшебная» палочка, репродукции картин: И.И.Левитана «Золотая осень», Д.Харрисона «Лучезарный октябрь», Н.В. Денисова «Осень», толковый словарь Ожегова.

Словарная работа: табиғат, күз, қайын, ақ, пейзаж, пейзажист, изобразил, лучезарный.

Ход занятия.

В группу входят дети.

Воспитатель: Балалар, сегодня у нас чудесный осенний день, настроение у всех замечательное. И я хочу вам предложить — давайте подарим свое хорошее настроение и улыбки друг другу.

Воспитатель собирает детей в круг: — «Шенберге тұрамыз».

— Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнёмся.

Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Загадка:

По всем странам славится стройная красавица.

Белые одёжки, золотом сережки.

С расплетенною косой умывается росой.

Ветер пряди шевелит, расплетаться не велит. (Берёза)

— Как вы думаете, что это?

— Правильно, ребята, это берёза, а кто скажет, как звучит на казахском языке

берёза? (қайын).

Игра «Что мы знаем о березе».

Воспитатель — Посмотрите, что у меня есть? (Показ палочки)

— Это палочка не простая, а волшебная. Мы её будем передавать по кругу друг другу, и у кого она окажется, нам расскажет, что он знает о березе. Готовы?

Говорят дети:

— Береза – символ нашего края.

— У березы белый, стройный ствол.

— У березы тонкие и длинные ветви.

— Берёза может лечить людей,

— Береза даёт березовый сок.

— Почки берёзы полезны для человека.

— В народе берёзу называют берегиней.

— В жару берёза даёт прохладу, а в холод согревает.

— Из бересты берёзы делают сувениры.

— Чечевички черные черточки на березе.

Воспитатель:

— Жарайсын! Как много вы знаете о березе. А теперь скажите — какая она?

Дети предлагают разные варианты – «Красивая, белоствольная, кудрявая, душевная, тамаша, ақ, сулу».

Воспитатель: Вы правы. Берёза это удивительное дерево, наверное, поэтому её так любят изображать художники в своих картинах, раскрывая всю её красоту во всех уголках мира. А вам бы хотелось полюбоваться этими картинами? Тогда мы сегодня с вами отправимся на выставку картин, посвященных Берёзе.

Выставка картин — дети подходят, садятся на стульчики.

Прежде чем мы начнем рассматривать наши картины, давайте вспомним правила поведения на выставке, назовите их.

Дети называют правила поведения на выставке.

Воспитатель:

— На нашей выставке представлены 3 картины, трёх разных художников. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет эти картины.

Дети: На них изображена природа — табиғат.

Воспитатель:

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Или ель, иль белый иней,

Или сад и облака,

Иль березовая роща,

Или поле и шалаш.

Обязательно картина называется….. (дети говорят — пейзаж!)

— Как вы думаете, художники, которые пишут пейзажи, как их можно назвать? (пейзажистами) —  закрепляют.

— Какое время изобразили художники — осень (закрепляют на казахском языке)

Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

— Вы узнали эту картину, ребята? Как она называется? Вы помните, кто её  написал? (ответы детей).

— Вы правы, эта картина И.И. Левитана «Золотая осень». Воспитатель обращает внимание на картину.

— Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья написал Левитан? (Берёзы – кайын).

— Как вы узнали, что это дерево – берёза? (У березы белый ствол).

— Какого цвета наряд у березы осенью? (У березы наряд осенью желтый).

— Да, действительно, у березы листья осенью бывают только жёлтого цвета. А как можно еще по-другому сказать о цвете желтых листьев? (Листья золотые).

— Ребята, полюбуйтесь нашей золотой березой.

—  Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? (хорошее, радостное, светлое, веселое)

— Что вам больше всего нравиться на картине? (береза)

— И действительно, про картину Левитана так и хочется сказать словами русского поэта А. Прокофьева:

«Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике.

С платочками в карманчике».

  Динамическая пауза – снятие физического и эмоционального напряжения.

Я вам предлагаю посмотреть еще на одну картину на нашей выставке.

 Картина Д. Хариссона «Лучезарный октябрь».

Не зря говорится «По всем странам славиться стройная красавица» и действительно, вот эту картину написал художник Д. Хариссон. Он живет в Америке. Это очень известный американский художник — пейзажист. Он очень любит природу своего родного края.

— Давайте внимательно на неё посмотрим, что художник изобразил на своей картине? (природу, березы). Оказывается, береза и в Америки растет, и её красотой и там люди любуются. Радует она глаз своей красотой, поднимает всем настроение.

Воспитатель: — Балалар, а вы хотите узнать, как художник назвал свою картину?

— А называется эта картина «Лучезарный октябрь», правда необычное название?

— А как вы думаете, что значит слово лучезарный? (ответы детей).

— Есть такая умная книга, называется она толковый словарь, в этом словаре мы можем узнать, что обозначает определенное слово. Вот сейчас мы его откроем и узнаем, что обозначает это слово (читает). Теперь мы с вами точно знаем значение этого слова.

Я предлагаю с вами посмотреть на картину И.Левитана «Золотая осень» и картину Д. Харисона «Лучезарный октябрь». Внимательно посмотрите и скажите, что в них общего и какие различия. (Ответы детей)

Физминутка:

Орнымыздан тұрамыз,

Алақанды соғамыз,

Бір отырын, бір тұрып,

Біз тынығып аламыз.

Работа по картине Н.В. Денисова «Осень».

— А сейчас я предлагаю посмотреть на вот эту картину (указывает на третью картину).

— Давайте вспомним, кто её написал? (ответы детей).

— Правильно, ребята, её написал наш петропавловский художник Н.В. Денисов, а картина называется «Осень». Не так давно мы с вами были в музее искусств, где выставлялись его работы, Там было очень много картин этого художника. Но больше всех, мне понравилась именно эта, и я решила представить её на нашей выставке.

— Как вы думаете, почему? (Потому, что на ней изображены березы)

— Правильно ребята, на этой картине красуются берёзы нашего края. Прошу вас посмотреть на картину внимательно. Как думаете, какое настроение было у художника, когда он её писал? Почему?

— Расскажите, каким вам видится небо?

— Что вам нравится в картине художника? Почему?

— Сейчас я вам предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Ещё раз внимательно посмотрите на все три картины, выберите ту, которая больше всего вам понравилась. Когда зазвучит музыка, представьте, что вы попали в свою любимую картину. А когда путешествие наше закончится, вы поделитесь своими впечатлениями.

Игра «Вхождение в картину» — звучит тихая, спокойная музыка природы – 2 мин.

Открываем глаза! Сейчас я попрошу рассказать ваши впечатления. А помогут вам в этом схемы (на схеме изображены — нос, уши, руки, глаза).

— В какой картине были, расскажите.

— Что вы слышали, какие звуки? (пение птиц, шелест травы и листьев, дуновение ветра).

— Что вы чувствовали (прикосновение ветра, запах осенней листвы, леса, грибов).

Итог занятия.

Сегодня мы с вами рассмотрели три картины разных художников.

— Так что же объединяет эти картины? (Художники пейзажисты, на картинах природа осенняя и берёзы).

— А как называют этих художников, которые пишут пейзаж? (пейзажисты)

— Эти художники живут в разных местах, но всех их объединяет любовь к БЕРЕЗЕ!

— А как вы думаете, почему березку все любят? (ответы)

И мне хочется закончить занятие такими словами:

Наряд её легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Повсюду поётся о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется с шумом березы.

Раскрылась и наша душа!

 

Чечушкова Светлана Алексеевна,

воспитатель,

Государственное коммунальное

 казенное предприятие «Ясли-сад «Малыш»,

г. Петропавловск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*